Новости дня

24 марта, воскресенье













23 марта, суббота














22 марта, пятница


















"Маргаритки" для "Дневной красавицы": семь "женских" картин к 8 марта


Кадр из фильма "Гордость и предубеждение"
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение"

Sobesednik.ru — о том, что еще, кроме «Дневника Бриджит Джонс», обязательно к просмотру в главный женский праздник.

Междунарожный женский день по традиции и очередности уже второй гендерно обусловленный праздник за последние две недели, который мы используем как повод посоветовать несколько стоящих кинокартин. В конце февраля мы уже предлагали к просмотру список из любопытных фильмов, озаглавленных нами как «мужские». Сегодня Sobesednik.ru подготовил подборку из семи «женских» лент, которые помогут скрасить вечера в грядущие длинные выходные.

«Маргаритки» Веры Хитиловой (1966)

Кадр из фильма "Маргаритки" // Фото: скриншот с YouTube

Начнем с чего-то посложнее. Один из заглавных представителей чехословацкой новой волны, фильм «Маргаритки» Веры Хитиловой по праву считается выдающимся феминистским высказыванием. Авторская лента без четко обозначенного нарратива о двух молодых девушках, решающих переступить через общественные нормы поведения ради ничем не мотивированного бунта, не снискала славы на родине и была запрещена к показу в течение долгих лет. Тем не менее сейчас без ретроспективы Хитиловой не обходится ни один уважающий себя кинофестиваль, посвященный теме равноправия мужчин и женщин.

«Дневная красавица» Луиса Бунюэля (1967)

Кадр из фильма "Дневная красавица" // Фото: скриншот с YouTube

Создатель культового «Андалузского пса», режиссер Луис Бунюэль в зрелый период творчества отошел от своих сюрреалистических опытов, обращаясь к социальной критике, выступлениям против буржуа и религиозности, но сохраняя при этом тягу к познанию двойственной человеческой природы. Таков и его фильм — обладатель главного приза Венецианского кинофестиваля — «Дневная красавица» с молодой и очаровательной Катрин Денев в главной роли.

Героиня Денев Северина — светская львица и верная жена, вынужденная существовать в рамках общественной морали, явно тяготится искусственностью окружающего ее мира и решается на аморальный эксперимент: стать работницей популярного публичного дома. Днем она изысканная дама, вечером — проститутка. Вероятно, сегодня многие могут и усомниться в политкорректности выдумавшего эту историю Бунюэля. Однако в 60-е поступок Северины считывался как насквозь феминисткий. Чем вам не бунт, не вызов, не плевок в лицо ханжескому мужскому обществу?

«8 женщин» Франсуа Озона (2001)

Кадр из фильма "8 женщин" // Фото: скриншот с YouTube

Резкий скачок от юной Катрин Денев — к ней же, но почтенной вполне может вызвать у зрителя когнитивный диссонанс. Не переживайте, закрученный сюжет озоновских «8 женщин» эти ощущения только усилит. Поэтому лучше расслабиться и просто получать удовольствие.

А картина французского мэтра Франсуа Озона тем временем расскажет детективную историю об убийстве на Рождество. Собравшиеся в одном доме восемь главных героинь связаны с одним мужчиной — ныне покойным хозяином дома. Мотивы и отношения между персонажами неясны, ясно одно: восемь женщин — это вам не десять негритят. Сидеть и ждать расправы неизвестного убийцы никто из них не собирается.

Страстная манера Озона привносит в текст одноименной пьесы Роберта Томаса свойственный режиссеру сексуальный подтекст и особый взгляд на вероломную женскую натуру. А каст, составленный из лучших французских актрис, среди которых Изабель Юппер, Фанни Ардан и уже названная выше Катрин Денев, точно не оставит равнодушным ценителей камерного европейского кино.

«Зильс-Мария» Оливье Ассайаса (2014)

Кадр из фильма "Зильс-Мария" // Фото: скриншот с YouTube

Кинолента еще одного француза из нашего списка — Оливье Ассайаса — посвящена поискам собственной идентичности стареющей актрисой Марией Эндерс (Жюльет Бинош), которой предлагают сыграть в ремейке фильма, некогда принесшего ей известность. Однако на этот раз Марию просят примерить образ не молодой и вероломной девушки, с которой сама актриса ассоциировала себя на протяжении долгих лет, а прощающейся с молодостью и увядающей духовно зрелой женщины, чья жизнь рушится из-за встречи с юной красоткой. Примириться с новым амплуа и найти собственный голос в бесконечном потоке ролей актрисе помогают психоанализ и продолжительные разговоры с молодой ассистенткой (Кристен Стюарт), берущей на себя роль гегелевского Другого, чьи желания часто оказываются «перевертышами» наших собственных. Интеллектуальная картина о ярких женщинах, снятая на фоне сказочных северных пейзажей, заслуживает почетного места в нашей подборке.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны (2017)

Кадр из фильма "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" // Фото: скриншот с YouTube

Парадоксальная своим сочетанием трагидийной основы и комедийного воплощения работа Мартина МакДоны, как многие наверняка помнят, так и не получила своего «Оскара» в прошлом году, уступив место куда более сказочной и физиологической «Форме воды» Гильермо дель Торо. Справедливо или нет — каждый пусть решает сам. Однако мы не упомянуть эту картину об отчаявшейся, но не потерявшей силу и волю к борьбе женщине, разумеется, не можем.

Милдред Хейс несколько месяцев назад потеряла дочь, а теперь пытается заставить местных полицейских заняться поисками ее убийцы. Гнев, ненависть и насилие, наполняющие картину, воплощены автором «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов» в манере сатирика, искренне сочувствующего всем своим героям, но и от души смеющегося над ними даже в тех ситуациях, где смех выглядит крайне неуместным. Удивительный актерский состав, собравший большинство наград американских гильдий, впечатляющая операторская работа и неожиданный взгляд на трагическую реальность едва ли оставят равнодушным хотя бы одного зрителя.

«Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005)

Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" // Фото: скриншот с YouTube

Поиски себя, немотивированный бунт и социальные проблемы — это, конечно, познавательно. Но давайте признаемся: в нашем списке не хватает романтики и корсажей. А их, как известно, с избытком в экранизациях романов знаменитой английской писательницы Джейн Остин, которая, к слову, сама сделала немало для отстаивания прав женщин в литературе.

Среди перечисленных нами фильмов хорошо бы смотрелись и «Разум и чувства» 1995 года со звездным актерским составом в лицах Кейт Уинслет, Эммы Томпсон, Хью Гранта и Алана Рикмана, и появившийся в тот же год мини-сериал «Гордость и предубеждение» с Колином Фертом, и даже вольный пересказ любовной интрижки самой писательницы с молодым ирландским юристом Томасом Лефроем в картине 2007 года «Джейн Остин», главные роли в которой исполнили Джеймс МакЭвой и Энн Хэтэуэй.

Однако наилучшим образом для уютных мартовских вечеров перед экраном подойдет, по нашему мнению, версия «Гордости и предубеждения», снятая визионером Джо Райтом в 2005 году. История о соревнующихся в упрямстве и безнадежно влюбленных друг в друга наследнике богатого рода и девушке без приданого выполнена Райтом в характерной для него серо-зеленоватой цветовой гамме, романтизирующей и без того взывающие к сентиментальности английские пейзжи. Сочетание изысканных костюмов и диалогов персонажей, сохранивших заложенный Джейн Остин тонкий юмор, усладят глаз и слух даже самых строптивых эстетов.

«Кококо» Авдотьи Смирновой (2012)

Кадр из фильма "Кококо" // Фото: скриншот с YouTube

Отечественная комедия «Кококо» исследует до боли знакомую проблему отношений интеллигенции и народа, столкновение которых воплощено режиссером Авдотьей Смирновой в истории дружбы, перерастающей в кровную вражду, двух женщин — типичной представительницы питерских «синих» чулков Лизы (Анна Михалкова) и вульгарной провинциалки с тяжелой судьбой и тягой к ночным тусовкам Вики (Яна Троянова).

Для Лизы Вика — объект антропологического исследования и способ искупить «вину», которая по сей день мучает представителей вымирающей русской интеллигенции по отношению к менее образованному слою общества, именуемому ими «народом». Для Вики Лиза — способ закрепиться в Санкт-Петербурге и надежный покровитель, который и кров даст, и на работу устроит. Заведомо ложные подходы обеих героинь к дружбе стремительно ведут обеих к катастрофе. Комедийность и несостоятельность таких типажей, для пущей наглядности озаглавленных Авдодьей Смирновой как «Кококо», даже несмотря на свою карикатурность непременно вызовут у зрителя улыбку.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания