Новости дня

17 февраля, воскресенье















16 февраля, суббота














15 февраля, пятница
















"Диетлэнд" Сарей Уокер: шейминг в шкуре освобождения


фрагмент обложки
фрагмент обложки

Sobesednik.ru — о книге «Диетлэнд» Сарей Уокер, лжефеминизме и бодишейминге, который прикрывается бодипозитивом.

«Диетлэнд» Сарей Уокер привлекает читателя ещё с самой обложки: книга, на которой изображена воинственная женщина, призывает «присоединиться к революции». В аннотациях и отрывках из рецензий читателя уверяют, что произведение затрагивает темы феминизма и бодипозитива [идеология принятия любого вида тела и признательности к нему, борьбы с дискриминацией по признаку веса, здоровья, внешнего вида — прим. ред.] и жестко, но правдиво отображает нынешние реалии. Однако после прочтения книги вы понимаете, что так сильно вас аннотации ещё не обманывали.

Повествование идёт от лица Плам. При рождении девушку назвали Алисией, но из-за своего избыточного веса прозвище Плам (в переводе с английского — «слива» или «тучный, полный») заменило ей настоящее имя. У Плам морбидное ожирение — стадия ожирения, за которой, как она выражается сама, следует только смерть. Она пыталась похудеть всю свою жизнь (при этом сидя на крайне сомнительных диетах и вступая в общества, больше напоминающие секты), но у неё это не получилось, поэтому она решается сделать операцию по шунтированию желудка. Когда же она наконец станет худой, она и превратится в Алисию — настоящую себя. А пока это для Алисии Плам покупает красивые платья, планирует ее жизнь наперед до мелочей, а сама пока что ходит в черных бесформенных вещах.

Притом работает Плам в модном журнале, и не кем-нибудь — вместо главного редактора Китти она отвечает на письма читательниц. В основном Китти пишут молодые девушки с довольно странными вопросами: начиная от «что делать, если у меня маленькая грудь» до «мой брат меня домогается»». 

По странному и таинственному стечению обстоятельств Плам встречает Верену — женщину, которая «коллекционирует интересных женщин». Она предлагает Плам сделку: та живет по ее программе преображения, а взамен получает 20 тысяч долларов, которые сможет потратить на операцию. Плам, естественно, соглашается.

И здесь начинается абсурд. Прикрываясь мотивами бодипозитива, Уокер вовсю пропагандирует бодишейминг [осуждение людей за особенности их внешности — прим. ред.] худых девушек. Героиня несколько раз указывает, что худые не смогли бы увидеть истинного лица мужчины, ведь для симпатичных девушек мужчины надевают маски, а толстых они обзывают и бьют. Здесь бы автору вспомнить про то, как, к примеру, Крис Браун избил Рианну, когда та была худышкой, или какие побои демонстрировала Эмбер Хёрд во время развода с Джонни Деппом. Проблема насилия (физического и сексуального) над женщинами не зависит от того, какой у женщины вес или рост, какая у нее внешность (если мы не берем в расчет насилие на национальной почве) — оно зависит от того, есть у мужчины мозг или нет.

Но нет — в мире Уокер худых носят на руках, и это плохо. Стройных и худых Верена определяет как «никчёмных», и это рисуется истиной в последней инстанции. Все подруги и подопечные Верены в один голос пытаются доказать Плам, что худеть ей не нужно, при этом не заставляя ее полюбить себя такой, какая она есть (что на самом деле является главным посылом бодипозитива), а постоянно указывая на то, как ужасно быть стройной. От стройных постоянно чего-то хотят, их к чему-то принуждают, а люди с лишним весом живут своей жизнью. Возникает ощущение, что набери ты лишние килограммы — и весь мир окажется у твоих ног.

Верена и присные, да и сама героиня, считают, что именно Плам доверили отвечать на «письма Китти» потому, что только она может почувствовать боль этих девочек из-за своего веса. Хотя на самом деле Плам не делает в редакции ничего, кроме копирования уже написанных за неё ответов. Между тем единственные, кто не пытается изменить Плам и не затрагивает вопрос ее веса и вида — это сотрудники того самого модного журнала, который рисуется в книге как абсолютное зло. Они в принципе мало взаимодействуют с героиней, и все негативные суждения о них — лишь догадки Плам, не подкрепленные ничем, кроме ее фантазии.

Самое абсурдное в книге — это сцена, в которой Плам, чтобы заставить ее подумать об операции, отправляют на несколько дней в порноротонду — комнату, где на стенах и потолке круглосуточно проецируют порнофильмы. Автор видит в этом миллионы скрытых символов, феминистический и бодипозитивный посыл, гений своей мысли, тогда как на самом деле из этого вырисовывается вполне явственный слатшейминг [критика людей, особенно женщин и девушек, которые ведут себя, по мнению осуждающего, слишком смело в сексуальной сфере — прим. ред.].

Забавно и то, как автор выступает против применения антидепрессантов: описывая «ловушку», в которую они якобы загнали Плам, Уокер только вскользь упоминает о том, что героиня давно принимает их без рецепта врача и без наблюдения у соответствующего специалиста. 

Параллельно в книге развивается линия таинственной Дженнифер, которая которая убивает насильников и похищает людей, требуя, чтобы вместо голых женщин в журналах публиковали фото голых мужчин, а также расправляется с создателями порно. Революция, которую начинает Дженнифер, не находит поддержки у Плам, но вот автор, кажется, испытывает к таинственной женщине какую-то симпатию. Действия Дженнифер довольно спорны: появляясь в книге как борец за феминизм, она превращается в убийцу и преступницу. Расправы с женщнами, которые снимаются в порно — разве это и есть настоящая борьба за феминизм? А публикация в журналах мужских гениталий — это и есть его победа?

Словом, если вспомнить, что феминизм — это борьба за равноправие мужчин и женщин во всех жизненных аспектах, то в книге им, кажется, и не пахнет.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания