Новости дня

15 сентября, воскресенье













14 сентября, суббота











13 сентября, пятница





















Фото с историей. 1983 год, Лещенко выходит в открытый Space

17:09, 19 января 2019
«Собеседник» №01-2019

Фото: Николай Малышев
Фото: Николай Малышев

35 лет назад Советский Союз взорвала новость – с многодневными гастролями в страну приезжает известная французская группа Space. Это был первый музыкальный зарубежный коллектив, который выступил в СССР с лазерным шоу. 

Справка

Группа Space (в переводе – «Космос») была создана в 1977 году французским композитором и певцом Дидье Маруани. На первых выступлениях музыканты выходили на сцену в космических скафандрах. Общий тираж первых трех пластинок группы был рекордным – более 12 млн копий.

Этот снимок был сделан в один из июньских дней 1983 года перед концертом Space. Лидеры группы Дидье Маруани и Ян Лозет специально вышли на улицу, чтобы познакомиться со звездой советской эстрады Львом Лещенко.

– Я освещал пребывание этой французской группы в Москве, готовил фоторепортаж для ТАСС, – рассказывает «Собеседнику» автор снимка Николай Малышев. – Помню, что жили они в гостинице «Россия». Дидье приехал в Москву с отцом и супругой. В тот период параллельно я сотрудничал со Львом Лещенко. Вот и предложил ему однажды приехать в спорткомплекс «Олимпийский» познакомиться с музыкантами из Space. У Лещенко было очень мало времени, поэтому встреча получилась у служебного входа. Лев Валерьянович подъехал на иномарке. Музыканты и переводчик его уже поджидали. 

– Конечно, эта группа, которая исполняла электронную, космическую музыку, была настоящим прорывом в нашей культуре, у нас же тогда было совсем плохо с электроникой, – вспоминает в разговоре с «Собеседником» Лев Лещенко. – Мы привозили музыкальные аксессуары из-за границы. Я, например, в Японии часто покупал технику, микрофоны разные и так далее. Space слышал по записям, не могу сказать, что был их поклонником, но звучали необычно для нас. Ту встречу я плохо помню, сколько лет-то прошло! Да и встретились мы на несколько минут, специально чтобы сделать эту фотографию. Я уехал, а ребята пошли готовиться к концерту. На их выступление не остался, так как вообще не хожу на такие мероприятия – боюсь, что затопчут. 

Французы тогда подарили Лещенко значок с символом их концертного тура Paris – France – Transit и свою пластинку. 

Хотели запретить лазер

– В сентябре 1982 года через одного из сотрудников моей звукозаписывающей компании, который знал атташе по делам культуры в посольстве СССР, меня пригласили в русское посольство, чтобы я принял участие в праздновании годовщины Октябрьской революции, – вспоминает теперь в своих интервью Маруани. – Атташе познакомил меня с министром культуры СССР. Министр сказал мне, что я популярен в Советском Союзе и что он хотел бы пригласить меня и мою группу дать концерты в СССР. Я сразу же сказал, что не собираюсь выступать для советской номенклатуры и хотел бы выступить перед большим количеством людей. 

После ознакомления с аудио- и видеозаписями капиталистической группы Госконцерт СССР, на основе положительного заключения его художественной коллегии, в январе 1983 года представил Министерству культуры СССР предложение об организации гастролей. 

– Накануне нашей поездки советские чиновники заявили, что лазер – мощное разрушительное оружие и это может оказаться опасным для зрителей, – рассказывает Дидье. – Его запретили использовать во время выступления. Мне пришлось пригласить министра культуры СССР в ночные клубы в Париже, чтобы он лично убедился: концертный лазер дает всего лишь световой эффект.

В то лето 1983 года группа Space дала 21 концерт в трех городах Советского Союза: в Москве (21–27 июня), в Ленинграде (30 июня – 6 июля) и в Киеве (8–14 июля). Пять огромных фур колесили по стране, более 17 тонн аппаратуры, сорок французских инженеров и техников работали над декорациями. 

Концерты начинались с показа кинокадров, изображающих Юрия Гагарина, а также участников совместного советско-французского полета. А заканчивались исполнением советских мелодий. 

– Приехав в «Олимпийский», я посмотрел на потолок. Он оказался таким высоким, что я подумал о том, чтобы появиться на сцене оттуда, как бы из космоса, – говорит Маруани. – Мы с инженером поднялись наверх. То, что увидел, было восхитительно. Я посмотрел вниз, и люди мне показались не больше мух! Оттуда я и прилетал на сцену во время московских концертов. Признаться, в первый раз было немного страшно. Я был в специальном снаряжении, появлялся в лучах лазерного света. 

Советская публика действительно была в восхищении. Под музыку зрители пытались танцевать, но милиционеры усаживали активных на свои места. На одном из концертов девушка поднялась на сцену, чтобы подарить цветок. Милиционер схватил ее и бросил на пол. Дидье остановил концерт, оттолкнул стража порядка и закричал: «Мы здесь собрались не для того, чтобы драться». 

Увезли из Москвы проституток

Сегодня о том концертном туре французской группы особенно интересно читать в отчетах работников КГБ, которые можно найти в архивах ЦК КПСС. Вот, например: 

«Руководитель группы вопреки предварительной договоренности настаивал на показе во время исполнения песни «Дитя» кинокадров, изображающих детей с завязанными ртами, что, по его словам, помогало раскрыть ее содержание. С учетом того, что советскому зрителю непонятны слова песни, эти кадры по настоянию Госконцерта были сняты. 

Дидье Маруани неоднократно требовал от представителей Минкультуры СССР, чтобы милиция «не мешала» зрителям выходить на сцену «для выражения своих чувств». 

В Ленинграде после концертов у служебного выхода участники ансамбля разбрасывали в толпу зрителей открытки с изображением группы «Спейс», что вызывало нездоровый ажиотаж и приводило к нарушениям общественного порядка. 

Участники ансамбля постоянно искали контакты с женщинами легкого поведения, а двух из них увезли с собой в Ленинград без билетов, что было обнаружено в поезде при контрольной проверке. 

Необходимо также отметить, что директор спорткомплекса «Олимпийский» Э. Бобровников, грубо нарушив правила работы с иностранцами, организовал без согласования с Минкультуры СССР банкет для участников ансамбля «Спейс» (не предусматривавшийся программой). В ходе вечера, будучи в нетрезвом состоянии, Э. Бобровников допускал элементы панибратства и хвастливо заявлял о своей готовности и впредь предоставлять зал для выступлений ансамбля». 

Кстати, Эдуарда Бобровникова после этого банкета уволили. 

– У меня никогда никаких проблем с КГБ не было, ни до этой встречи, ни после, – комментирует Лещенко. – Сейчас многие педалируют на этой теме, но, поверьте, КГБ не касался наших концертов. Возможно, в этом случае и следили, не знаю. Мы больше не встречались с этими музыкантами. Я, конечно, бывал во Франции, но больше общался с другими артистами. Например, как-то Тото Кутуньо познакомил меня с Джо Дассеном. 

Что касается группы Space, несмотря на столь нелестное досье от гэбистов, французы потом еще неоднократно приезжали с концертами в Советский Союз и в Россию. А совсем недавно, два года назад, Маруани даже попал в российское полицейское отделение из-за конфликта с Филиппом Киркоровым. Но это уже другая история. Кстати, Дидье тогда пообещал, что больше не приедет в нашу страну.  

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №01-2019 под заголовком «Выход Лещенко в открытый Space».

Поделитесь статьей:


Колумнисты






^