Эльдар Рязанов: вершитель актерских судеб

В новогодние дни уже много лет фильмы режиссера Эльдара Рязанова остаются самыми популярными у зрителей

Фото: Эльдар Рязанов // фото: Русский Взгляд

В новогодние дни уже много лет фильмы режиссера Эльдара Рязанова остаются самыми популярными у зрителей. Каждый телеканал обязательно покажет в праздники его «Карнавальную ночь» и «Иронию судьбы, или С легким паром!» Казалось бы, знаешь все наизусть, но все равно включаешь и смотришь его фильмы не отрываясь.

Эльдар Рязанов открыл огромную плеяду артистов, которые впоследствии стали знаменитыми. Режиссеру не было и 30 лет, когда он снял «Карнавальную ночь». Эта картина, ставшая его дебютом в художественном кино, принесла бешеную популярность начинающей актрисе – 21-летней Люсе Гурченко. А исполненную ею песню «Пять минут» хором пела вся страна. 

Гурченко привел Пырьев

Людмила Гурченко, пожалуй, первое главное открытие в творчестве Эльдара Рязанова. Причем поначалу режиссер стал снимать в «Карнавальной ночи» другую актрису. 

– Первые пробы я не прошла, потому что много гримасничала, – вспоминала в свое время о съемках Людмила Марковна. – Проходит время, иду я по коридору «Мосфильма». Навстречу – режиссер, директор киностудии Иван Пырьев. Остановил меня, спросил, кто я. И вдруг повел за собой в третий павильон «Мосфильма», где полным ходом шли съемки «Карнавальной ночи». Показал на меня, сказал Рязанову и оператору: попробуйте еще раз эту девочку, думаю, она вам нужна. Надели на меня платье той актрисы, сразу же в декорациях и попробовали. И утвердили. Если бы не было со мной в первый съемочный день Игоря Ильинского, думаю, роль не состоялась бы. Я так тряслась, а Игорь Владимирович успокаивал и вообще вел себя со мной, как с равной. Помню, Сергей Филиппов однажды на ночных съемках исчез. Оказалось, в буфете выпивал. Пришел на площадку выпивший, кричит: «Ау!» Рязанов потом вставил сцену, где лектор Никадилов в исполнении Филиппова, запутавшись в декорациях, аукает. Картина снималась сложно, несколько раз ее закрывали, потому что много нового было, джаз опять же. 

Кадр: «Карнавальная ночь» (1956)

Светлана Немоляева: «Он выпустил меня «в народ»

– Эльдар Александрович пробовал меня когда-то на роль Нади в «Иронии судьбы...», но проба получилась неважной, и меня не утвердили. Первая наша совместная работа в кино состоялась позднее, в «Служебном романе», где я сыграла Олю Рыжову. Работали, четко следуя сценарию, редко когда Рязанов позволял импровизировать. Замечания на съемках он делал всегда корректно. Иногда говорил мне: «Света, ты же не в театре, что так кричишь?!» А снимая эпизод, где моя героиня идет по железнодорожной платформе, едет в электричке, затем в переполненном автобусе, Рязанов отказался от массовки и выпустил меня, что называется, «в народ». Я шла среди прохожих, ехала с обычными пассажирами, и они даже не догадывались, что их снимают в кино. Если помните, в этот момент за кадром звучат стихи Ахмадулиной: «О, мой застенчивый герой...» Поскольку это стихотворение тогда еще не было опубликовано, после выхода фильма многие зрители именно меня просили переписать им слова. 

Светлана Немоляева и Олег Басилашвили // кадр: «Служебный роман»  

Алла Будницкая: «Рязанов сделал меня убийцей!»

– Рязанов всегда добивался желаемого результата. Вот, например, в «Гараже», где я сыграла секретаря правления, он умудрился собрать известных актеров, каждый из которых был очень занят в своем театре. Эльдар Александрович лично обошел художественных руководителей театров (Андрея Гончарова, Олега Ефремова, Юрия Любимова и других) и удивительным образом уговорил их отпустить актеров на съемки на целых три месяца! Кто же мог устоять перед его обаянием... А каково ему пришлось на съемках?! Такое количество народу, как со всеми управиться?! Однажды он сказал нам: «Кого-то отдельно снимать не буду. Поставим несколько камер, кто интереснее сыграет, тот в фильм и попадет!» Мы и старались. После этого он пригласил меня в «Вокзал для двоих» играть жену главного героя. При этом сказал, что я должна просто прочитать прогноз погоды, и все. Только после выхода фильма я узнала, что сыграла настоящую сволочь. Помню, на рынок прихожу за мясом, а продавец заявляет: «Тебе не продадим, ты убийца!» Так, «благодаря» Рязанову я приобрела дурную славу. 

Валентин Гафт и Анастасия Вознесенская // кадр: «Гараж» 

Валентин Гафт: «Он любил своих артистов»

– Рязанов сделал мне имя в кино. Он был обаятельным, умнейшим, любил своих артистов, и они отвечали ему взаимностью. На съемках он всегда чувствовал сомнения актеров и здорово им помогал. Так было в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» с моим полковником Покровским.

Кстати, когда-то я написал эпиграмму про Эльдара.

«Переосмысливая заново
Картины Элика Рязанова,
Скажу: талант его растет, 
Как и живот, 
им нет предела,
Но вырывается вперед
Его талантливое тело!»

Валентин Гафт // фильм: «О бедном гусаре замолвите слово» 

Олег Басилашвили: «Он сам тащил сани с аппаратурой»

– Рязанов – Режиссер с большой буквы, и я рад, что так много удалось с ним поработать. Приступая к съемкам, он всегда знал, что хочет снимать, как и кого. И никогда не ошибался. В «Служебном романе» я долго уговаривал дать мне сыграть Новосельцева, а не лощеного Самохвалова, но Рязанов был непреклонен. И слава Богу! Когда я увидел результат, понял, что режиссер был прав. Чтобы фильм получился, Рязанов был готов на все. Не жалел себя! Помню, когда снимали сцену в «Вокзале для двоих», где мы с Людмилой Гурченко бежим по дороге в колонию, Эльдар Александрович вместе с другими членами съемочной группы тащил сани, на которых была установлена кинокамера. 

С Гурченко, Басилашвили и Михалковым на съемках «Вокзала для двоих» 

Лариса Гузеева: «Его первая жена кормила меня булочками» 

– До сих пор удивляюсь, как Эльдар Рязанов утвердил меня на главную роль в фильме «Жестокий романс»?! Ведь он почему-то выбрал именно меня среди тысяч кандидатур на роль Ларисы Огудаловой. Я была тогда студенткой театрального института и пришла на пробы в рваных джинсах, с сигаретой в зубах, с длинными ногтями, которые были покрашены в разные цвета. Как он сквозь этакое «хиппи» удивительным образом что-то разглядел?! На съемках его первая супруга Нина Григорьевна кормила меня булочками – уж очень я тогда была худенькой. Она мечтала, чтобы щечки мои немного округлились. 

Лариса Гузеева // кадр: «Жестокий романс»

Ольга Волкова: «Сколько стычек у нас было!»

– Даже один раз сняться у Рязанова было большой удачей. А мне повезло: сыграла в нескольких его кинокартинах. Из всех этих работ Катя Иванова в «Небесах обетованных» – самая большая роль. Сколько мы с режиссером спорили на съемках, сколько стычек у нас было! И не сосчитать! Например, когда я учусь просить подаяние (в эпизоде, где мы с Лией Ахеджаковой моем милицейский участок), я предлагала номер, в котором выезжаю как инвалид на счетах, но Рязанов настоял на человечке с маленькими ручками и ножками. Эльдар Александрович во всем любил правду: если сцена в КПЗ, то надо снимать в настоящей КПЗ, и никак иначе. Если помойка – то помойка. А вот дом престарелых мы снимали в психиатрической больнице. Рязанов заставлял нас нырять в матрасы, настоящие, из этой больницы. Сделать это было нелегко, потому что они, извиняюсь, так воняли! Но все равно мы послушно все исполнили, а эпизод этот в фильм не вошел.

С Ольгой Волковой // кадр: «Небеса обетованные»

Светлана Крючкова: «Рязанов несколько лет со мной не здоровался» 

– Однажды Рязанов прислал сценарий фильма «О бедном гусаре замолвите слово», который мне не понравился. «Добрые люди» передали Эльдару Александровичу мое мнение, и он обиделся. Даже несколько лет со мной не здоровался. И я очень удивилась, когда мне позвонили и предложили сыграть железнодорожницу Марию в «Старых клячах». Хотя должна была играть Наташа Гундарева, но почему-то не смогла. Помню, как страшно волновалась, когда приехала к Рязанову на разговор. В процессе беседы мы выяснили, что оба любим поэзию, и часа два читали друг другу разные стихи. И я открыла для себя другого Рязанова – тонкого, необычайно деликатного. 

Уже более сорока лет ежегодно 31 декабря герой популярного фильма Женя Лукашин ходит в баню. Постановщика знаменитой «Иронии судьбы...» Эльдара Рязанова давно окрестили главным «новогодним» режиссером. В эти праздничные дни его кинокомедии – от «Карнавальной ночи» и «Зигзага удачи» до «Служебного романа» – неоднократно покажут на многих телеканалах. 

Крючкова, Гурченко и Купченко на съемках картины «Старые клячи»

 

Запутался в коридорах «Мосфильма»

Когда вспоминаешь сегодня Эльдара Александровича, первым всплывает в памяти один короткий, но смешной эпизод. Это было не то в 2000-м, не то в 2001 году. Я находился по делам на киностудии «Мосфильм». Шел после интервью по длинному коридору административного корпуса. На лестничной площадке у лифта встречаю Рязанова. Он, глядя в пол, тяжело дыша, направляется в коридор. Накануне в прессе прошла информация, что режиссер приступает в Театре сатиры к постановке спектакля по мотивам фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Конечно, я решил услышать об этом комментарий из первых уст. Обращаюсь с просьбой рассказать о замысле. Рязанов, не останавливаясь, бормоча под нос, рассуждает, как бы сам с собой:

– Сейчас рано говорить конкретно, но мысль такая есть, думаю об этом. Кого из артистов приглашу? Не знаю, посмотрим. Пока только всё на уровне задумки. Да вы, журналисты, все равно опять будете ругаться. Мои последние фильмы обсираете в своих газетах и журналах. Пишете, что постарел я и ничего не понимаю в современной жизни. 

Режиссер идет, пыхтит, бормочет. Я рядом с диктофоном. Вдруг он остановился, посмотрел наверх своими грустно-собачьими уставшими глазами:

– Блин, на каком я этаже-то?

На пятом, Эльдар Александрович.

– Тьфу, а мне нужно на шестой.

Мы направились обратно к лифту.

Но ведь действительно последние ваши фильмы зритель как-то принял неоднозначно. При чем тут журналисты? – спрашиваю его.

– А вы за зрителя не решайте. Возможно, что я постарел и что-то не понимаю уже, но работу всегда выполнял честно... За некоторые свои фильмы, которые не так успешны, у меня душа болит... Странно, что такие молодые люди, как вы, учите меня... Всего доброго!

Действительно, в те годы на Рязанова обрушилось много критики с выходом таких фильмов, как «Привет, дуралеи!», «Старые клячи» и «Тихие омуты». В немногочисленных тогда кинотеатрах залы на новом рязановском кино пустовали. А надежды на покупку кинокартин телеканалами было мало. Эльдар Александрович очень переживал из-за этого. И уже тогда говорил, что пора уходить из профессии. Хотя, как выяснилось позже, все-таки продолжил работать. Кстати, спектакль в Театре сатиры он так и не поставил.

Патриоты наживают капитал

В середине 1990-х я оказался на съемках передачи «Белый попугай», которую начинал делать Эльдар Рязанов вместе с Юрием Никулиным и Григорием Гориным. Помню, снимали в студии телеканала РЕН ТВ. Анекдоты в этот вечер были посвящены семейным проблемам, типа «приехал муж из командировки, а в шкафу – любовник». По задумке этим «подарком в шкафу» должен был быть Эльдар Александрович. Мужа играл Никулин, а неверную супругу в кровати – Людмила Гурченко. Перед записью Рязанову нужно было залезть в шкаф и просидеть там первые минут 15–20 съемки. Большой режиссер еле втиснулся туда. После того как Никулин открыл шкаф, мол, «слышу, там кто-то есть», находящиеся на площадке захохотали от неожиданности – Эльдар Александрович показался перед нами в наполовину снятом пиджаке, с расстегнутыми штанами. Находясь один в шкафу, он и придумал такую импровизацию. 

И часто приходится на съемках импровизировать? – спросил я его после записи передачи. 

– Если честно, не люблю в работе неожиданности, – рассказывал Рязанов. – Они же могут быть как смешными, так и нелепыми. Хотя, бывает, когда артист предложит что-то такое интересное, пробуем. Но, знаете, парадокс в том, что чаще всего импровизация выглядит хорошо, когда она заранее продумана. 

В другой раз пообщаться с режиссером удалось чуть подольше – на съемках в телецентре «Останкино» на записи поздравления телезрителей с Новым годом. Эльдар Александрович сидел один в коридоре, скучал и ждал вызова в гримерку. Поскольку это были предновогодние дни, то и разговор я решил начать совсем неоригинально – с отмечания этого праздника в семье Рязанова.

– В баню я не хожу, – признался тогда режиссер. – В детстве мужики затащили меня в деревне в баню, я упал в обморок. После этого боялся, а теперь уже и возраст не позволяет. Новый год отмечаю спокойно, в семье. В жизни всякое бывало: и в компаниях праздновал, и в больницах встречал Новый год, а в последнее время – дома с супругой. Никаких традиций и ритуалов, блюда уже скромные, меня держат на диетах разных. Поэтому тут вам я не расскажу чего-то веселого. 

С Барбарой Брыльской и Андреем Мягковым во время съемок «Иронии судьбы»

По словам Рязанова, то, что некоторые свои фильмы (которые стали особенно любимы  зрителем) он посвятил новогоднему празднику – это случайность.

– Никогда не искал специально историю про Новый год. Каждый раз все складывалось случайно. Вообще, если честно, устал от того, что меня представляют этаким Дедом Морозом. В жизни я человек угрюмый, ворчливый, подарки делать не умею. И каждый раз удивляюсь, когда наш фильм становится особенно любимым зрителями. 

В последние годы Эльдар Рязанов если и общался с журналистами, то только на темы, которые его особенно волновали. Например, сетовал на то, что когда-то Борис Ельцин выбрал в преемники Владимира Путина, высказывался против уголовного преследования руководителей ЮКОСа, призывал участвовать в акциях против «закона Димы Яковлева» (так называемый антисиротский закон), переживал о конфликте России с Украиной, осуждал присоединение Крыма. Особенно его возмущало, сколько в последнее время развелось а-ля патриотов. В одном из последних своих стихотворений написал: 

...А я б о том, 
что глубоко интимно,
Не декламировал, 
не пел бы, не орал.
Когда о сокровенном 
пишут гимны,
Похоже, наживают капитал.

Рязанов с женой // фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №50-2018 под заголовком «Эльдар Рязанов не любил баню и гимны».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика