Гарри Бардин: От работы на "Диснее" я отказался – и не жалею
Знаменитый режиссер-мультипликатор Гарри Бардин рассказал, почему отказался от работы в студии Уолта Диснея
Знаменитый режиссер-мультипликатор в субботу представил свою книгу на встрече с читателями и рассказал, почему отказался от шикарной работы в студии Уолта Диснея.
Книгу «И вот наступило потом...» Гарри Бардин написал за пару месяцев. Ничего не надо было выдумывать – тут только реальные истории и воспоминания о детстве, о приметах времени, о друзьях. Среди героев этих историй Эльдар Рязанов, Анатолий Папанов, Майя Плисецкая и еще много самых интересных людей. «Я писал по системе «хлеба и зрелищ», – шутит Бардин. – У нас в студии каждый день за послеобеденным чаем от меня требовали прочтения очередной главы. Поэтому написать ее надо было до обеда. Это был хороший стимул».
Это третий тираж, дополненный редкими фото. В первый раз, лет пять назад, за издание взялась Екатерина Гениева, директор Библиотеки иностранной литературы. Дружба с ней – еще одна прекрасная глава из жизни Гарри Бардина.
Мультфильм Бардина «Адажио» она увидела первой и показала его Джорджу Соросу, который посмотрел его подряд три раза и дал денег на то, чтобы копии смогли получить пять тысяч российских библиотек.
– От Минкультуры такого предложения не поступало, – рассказал Гарри Яковлевич. – Однажды у меня попросили диск с «Адажио» для Патриарха Алексия. А потом Гениевой позвонили от папы Иоанна Павла II с просьбой отправить ему диск с этим фильмом и прислали мне из Ватикана экуменический приз (редкая награда, вручаемая папой за особые фильмы. – Авт.). Дело в том, что Иоанн Павел II стремился приехать в Россию, но Алексий его не пускал, опасаясь, что популярность папы повредит его рейтингу. Но я горжусь, что их соединил мой фильм. Религия разъединяет людей, а искусство их сближает.
Гарри Бардин рассказал историю из книжки о том, как Майя Плисецкая приехала на премьеру фильма «Чуча 3», где под «Кармен-сюиту» Щедрина, написанную специально для нее, танцуют и щенок, и няня, и даже корова. Но Плисецкая, сидя рядом с автором, от восторга то и дело подпихивала его локтем, а когда она в финале воскликнула «браво!», Бардин, по его признанию, плакал от счастья.
В 90-х Бардина пригласили работать на студии Уолта Диснея. Предлагали снимать сериал.
– Я как представил себе, что надо будет 30 лет снимать одно и то же про какую-то тварь, которая никак не сожрет другую, так пришел в тихий ужас, – вспоминает режиссер. – Нет, говорю, не могу. Тогда мне обещают три машины на семью, дом, зарплату, какой нет ни у кого в России. Но я сказал: нет. И наверное, был прав. Не прав я был только в том, что рассказал об этом жене. Это же был 92-й год, продуктовые карточки, в магазинах один хрен. Но жена со временем поняла, что я не снял бы там того, что снял здесь, хоть были и трудности, конечно. Так что я не жалею о «Диснее».
Гарри Бардин давно уже легенда мировой мультипликации. Настолько легенда, что однажды таксист, осознав, что везет автора «Летучего корабля», в изумлении выпалил: «Как? Вы что, живы?!» Да, жив-здоров и продолжает создавать свои шедевры. На этой встрече он показал собравшимся новый фильм «Болеро 17». Скоро будет в прокате, хотя Бардин сам удивляется, что Минкульт выдал такому фильму прокатное удостоверение.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №38-2018.