Фабрика правильного кино. Мединский пытается поставить киноиндустрию под контроль

В Фонде кино, который распределяет бюджетные деньги между топовыми режиссерами, грядут изменения

Фото: Два главных «культурных патриота» недовольны Фондом кино // фото: Global Look Press

В Фонде кино, который распределяет бюджетные деньги между топовыми режиссерами, грядут изменения. На рассмотрение правительства внесен новый устав фонда. Если он будет одобрен, Мединский сможет контролировать как назначение его руководителя, так и денежные потоки. 

Госконтроль за Фондом кино де-юре сейчас небольшой: попечительский совет возглавляет советник президента Владимир Толстой, но ключевые решения принимает другой совет, состоящий из экспертов. Главные кинопродюсеры страны (Бондарчук, В. Тодоровский, Роднянский, Давлетьяров, Верещагин и другие) при участии сценаристов, журналистов и кинопрокатчиков сами распределяют госсредства себе и коллегам. Такая схема вызывает много вопросов, но на поверку оказывается единственно возможной, если есть задача сохранить киноиндустрию относительно независимой.

Но такой задачи нет. По крайней мере у министра культуры. Г-н Мединский уже много лет не особо скрывает свое желание быть пропагандистом и цензором на вверенной ему поляне. Ссориться с ним никто не хочет, поэтому эксперты стараются предлагать на рассмотрение Фонда кино фильмы о военных, космических, спортивных, балетных и прочих былых победах Отечества, а продюсер нелюбимого министром Звягинцева даже и не подает в фонд заявки. То есть индустрия, будучи формально самостоятельной, изо всех сил ублажает эрогенно-патриотические зоны чиновника, чтобы удовлетворенный чиновник оставил ее в покое. Но чиновник у нас нынче слишком любвеобильный, и имитации чистой и искренней любви ему мало. Нужно связать и при необходимости выпороть. 

В самом Фонде кино ситуацию не комментируют, не знакомы с новым проектом своего устава и знают о возможных изменениях только из СМИ. Эксперты, участвующие в работе фонда, тоже руководствуются принципом «не навреди». Однако в приватных беседах говорят, что готовы к тому, что фонд прогнут и он станет органом при одном из департаментов двора Мединского.

Примерно такой же кульбит министр культуры проделывал с главной театральной премией России «Золотая маска». Решения экспертного совета «Маски» оказались не по душе Мединскому (не те, мол, ценности поощряют профи от театра). Толчком стал новосибирский скандал с отменой оперы «Тангейзер», которую Минкульт по сути запретил, а эксперты «Маски» наградили. В итоге было разработано новое положение о премии. В Минкульте тогда возмущались, что они дают деньги на премию, а на «их» деньги награждают неправильных творцов. Если это сходит за аргумент, становится понятным, почему так важно поставить под контроль деньги Фонда кино. Сейчас Минкульт напрямую финансирует только авторское и детское кино и проекты режиссеров-дебютантов. Мелковато для отца русского патриотизма.

С учетом того, что г-н Путин счел возможным оставить одиозного Мединского на посту после своих перевыборов, сопротивляться тут бесполезно. Остается только наблюдать, ритмично поглаживая патриотические зоны.

флешбэк

Демарш Никиты

Самым громким скандалом вокруг Фонда кино остается история с Никитой Михалковым. В августе 2017 года режиссер обвинил Наталью Тимакову – члена попечительского совета фонда и пресс-секретаря Дмитрия Медведева – в «латентной русофобии». «Новый состав совета – это Византия!» – заявил он на заседании коллегии Минкульта, пояснив, что его взгляды противоположны взглядам Тимаковой. И вышел из совета. Этот «выстрел «Авроры» годичной давности, очевидно, и дал старт битве за Фонд кино. 

Любопытно, что грядущую победу Никиты Сергеевича над Византией в лице Тимаковой должен будет оформить непосредственный начальник последней – премьер Медведев: устав Фонда кино может быть изменен только решением правительства.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №32-2018 под заголовком «Фабрика правильного кино».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика