Новости дня

22 сентября, суббота



21 сентября, пятница




















20 сентября, четверг






















Светлана Немоляева: Я влюблена в наше историческое прошлое по сей день

«Только звезды» №05-2018

Светлана Немоляева // Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»
Светлана Немоляева // Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

18 апреля Светлане Немоляевой исполняется 81 год. По такому случаю Sobesednik.ru поговорил с прославленной актрисой.

Пышные балы, безответная любовь, глупая смерть на дуэли – так видел XIX век Пушкин. По его роману режиссер Роман Тихомиров 60 лет назад снял одноименный фильм-оперу. Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева сыграла одну из главных ролей. Ольга Ларина стала для нее первой большой работой и самой запоминающейся. О том, как Немоляеву утвердили на роль из-за глупого выражения лица, почему «Евгения Онегина» долгое время не показывали на экранах, а также как благодаря роли в фильме Светлана Владимировна познакомилась с легендарным балетмейстером, народным артистом СССР Юрием Григоровичем – в нашем материале. 

«Евгений Онегин» стал одним из первых фильмов-опер, снятым в таком жанре. По словам исполнительницы одной из главных ролей Светланы Немоляевой, такая работа пришлась зрителям по вкусу. Сама же народная артистка с особым теплом вспоминает съемки, даже спустя 60 лет она помнит чуть ли не каждый день, проведенный в Ленинграде. 

– Я училась на третьем курсе Щепкинского театрального училища, мне было 20 лет, – рассказывает 80-летняя актриса, получившая всенародную любовь после съемок в «Служебном романе». – В те времена по всем училищам ездили ассистенты режиссеров, подбирали актеров на новые картины. Меня заприметила ассистент режиссера Катя Вишневская, она меня привезла в Ленинград, познакомила с режиссером. Тихомиров, увидев меня, сказал: «Посмотри, Катя, как она подходит к характеристике Онегина, который говорил Ленскому об Ольге: "Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне"». Я действительно была пухленькой девушкой с незамысловатым, глупым выражением лица. Съемки в этом фильме были для меня большой радостью: я впервые оказалась в Ленинграде, жила в шикарных гостиницах, занималась ездой на лошадях в Лермонтовском манеже, мы ездили в каретах по Дворцовой набережной, и костюмы эти, и прически... До сих пор в глазах стоит эта картина. Я влюблена в XIX век, в наше историческое прошлое и по сей день. После выхода фильм стал очень востребован, однако позже его закрыли, так как Галина Вишневская с Мстиславом Ростроповичем заступились за Солженицына и вынуждены были покинуть страну. Долгое время фильм из-за этого не показывали.

Галина Вишневская была легендарной оперной певицей. Именно она озвучила главную партию в фильме-опере «Евгений Онегин». Ее супругом был народный артист СССР, музыкант и дирижер Мстислав Ростропович. Семья оперной дивы поддержала Солженицына, которого исключили из Союза писателей после гонений властей и из-за популярности на Западе. 

– Помню, была в Одессе на съемках, жила в гостинице «Красная», как у нас «Метрополь», – продолжает Немоляева. – Так вот, мне так нравился мой номер, вся обстановка напоминала XIX век, поэтому в свободное время я решила побыть в гостинице. Включила телевизор и увидела наш фильм после стольких лет. Я всегда рыдала, слушая Галину Павловну в последней арии с Греминым. 

– Вы точно попадали во все партии. Как вам это удавалось?

– Было очень сложно, я снималась целый год. Мы учили фонограмму, нужно было попасть в голос певцов, повторить каждый вдох. Так как у всех был хороший слух, кроме меня, тяжелее всех было мне. К работе предъявлялись самые высокие требования. Для сцены бала у Лариных, к примеру, мы все занимались в Мариинском театре, нам преподавал сам Григорович. Также мы учились ездить верхом. К сожалению, в фильм не вошли мои скачки, но я научилась ездить. Я даже как-то упала в манеже, больно ударилась. Тренер сказал тогда: «Немедленно сядьте, если испугаетесь, то никогда больше на лошади не будете скакать». Быстро вскочила на жеребца. А какой был реквизит на съемках! Посуда, мебель, хрустальные люстры – все было подлинным и хранилось на «Ленфильме». 

– С кем-то из коллег сохранили дружеские отношения? К сожалению, многих уже нет среди нас..

– Ариадна Шенгелая еще жива, но не знаю точно, в Грузии живет или же в России. Мы всегда были рады видеть друг друга, но близкими подругами не стали. Просто на момент съемок Ара только родила, поэтому все свободное время, все перерывы проводила с ребенком. Ей специально выделили домик в ближайшей деревушке, там малыш был с ее мамой, помощницу приставили. Больше с Ленским общались, которого играл Игорь Озеров. Он был и внешне, и внутренне изумителен, был помешан на поэзии. Очень воспитанный – настоящий петербуржец. Когда приезжал в Москву, звонил нам с Сашей, мы встречались. Часто приходил на наши спектакли, если мы приезжали с труппой на гастроли в Ленинград. Он всегда очень нежно ко мне относился и даже рассказал однажды, что у него дома висел в рамке мой портрет в образе Ольги.

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания