Новости дня

24 июня, воскресенье

























23 июня, суббота















22 июня, пятница





"Нику"-2018 поразила "Аритмия". На 31-й церемонии обошлось почти без бурь

«Собеседник» №13-2018

Исполнитель главной роли в фильме «Аритмия» Александр Яценко // Андрей Струнин / «Собеседник»
Исполнитель главной роли в фильме «Аритмия» Александр Яценко // Андрей Струнин / «Собеседник»

Sobesednik.ru побывал на 31-й церемонии вручения кинопремии «Ника», главным триумфатором которой стал фильм «Аритмия».

Национальная кинопремия «Ника» переживает не самые легкие времена. Она позволяет себе не только стихи Дмитрия Быкова в исполнении Михаила Ефремова в качестве эпиграфа к церемонии и не только вызов на сцену в качестве вручантов «оппозиционного» писателя Виктора Ерофеева или свободолюбивого журналиста Михаила Зыгаря. 

На «Нике» порой случается целый «марш несогласных» – звучат речи в поддержку Серебренникова, требования к власти прекратить цензуру и всякое прочее малоприятное.

В этом году, правда, громких заявлений почти не было. Реплика писателя Ерофеева в адрес киноцеха «Я вам завидую, у вас тут настоящие выборы» в сравнении с былыми бурями не тянет и на одиночный пикет. И кажется, организаторы «Ники» выдохнули.

Грязная, пьяная и бессовестная свинья

Первой кинопремии страны в последнее время непросто искать деньги и поддержку. Транслируется она в лучшем случае на телеканалах второго эшелона, в то время как конкурирующий «прогосударственный» (не имеющий никаких фиг в кармане) «Золотой орел», за которым стоит Никита Михалков, получает прямой (насколько это возможно на нынешнем ТВ) эфир на «России 1». Приветствие от Путина на «Нику» по-прежнему присылают, а вот г-н Мединский, кажется, относится к ней показательно холодно. Выходит, что свободолюбивую, старейшую и авторитетнейшую кинопремию России отбрасывает назад ветром эпохи, который дует сами знаете в какую сторону.

Римас Туминас наградил Владимира Этуша
Римас Туминас наградил Владимира Этуша
// Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

Почти все главные призы (за лучший фильм, за режиссуру, за сценарий, за главные женскую и мужскую роли) взяла картина Бориса Хлебникова «Аритмия» о врачах скорой. И это символично. «Аритмия» – слово, подходящее если не для всей России, то для той ее части, которой нужно и лицо не потерять, и на плаву удержаться. К «Нике» это относится в полной мере. Поразительно, что состав академиков у двух кинопремий мало отличается: это практически одни и те же люди. Но итоги, а главное, дух церемонии – разные. За объяснением этого феномена я подошел сначала к Андрею Кончаловскому, но его тут же оттащили от меня, сославшись на тайминг. Первого президента «Ники» Виктора Мережко председатель московского Союза кинематографистов депутат Евгений Герасимов усиленно тянул в буфет, но у Герасимова отбить президента оказалось проще.

– Я очень рад, что итоги разные. Если б были одинаковые, это был бы идиотизм: тогда надо отказываться от какой-то из премий. Братство у нас, конечно, одно, но по симпатиям и антипатиям оно все-таки делится. Во многом решает даже не качество фильмов, а расположение к творцам. Я, допустим, не приемлю Звягинцева, потому что он показывает русского человека свиньей. Грязной, пьяной и обязательно бессовестной. А это не соответствует моим корням: я по крови из донских казаков, и мне эти фильмы кажутся оскорбительными по отношению к русскому народу. Я тут могу быть несправедливым, но вот такая у меня точка зрения. 

Душка Этуш

Столь резкую критику Звягинцева в кулуарах «Ники», признаться, слышать было странно. Продюсер Александр Роднянский, который аккурат в январе на «Золотом орле» сказал мне, что о режиссере «Нелюбви» слышал «только одно мнение» (и оно сугубо положительное), с казаком Мережко вряд ли согласится. Но «у Михалкова» Звягинцев получил «Орла» за лучшую режиссуру. А на «Нике» – полный пролет, хотя фильм фигурировал в шести номинациях. Ни Звягинцев, ни Роднянский на церемонию вообще не приехали. Другое дело, что и «правильный» космическо-патриотический «Салют-7» на «Нике» оценили только за операторскую работу и лучшую роль второго плана (Владимир Ильин) – и это по делу. Заметили наконец и «Матильду» – в художественной и костюмерной части, и это тоже заслуженно.

Светскую тусовку сделал, пожалуй, Алексей Кудрин. То Ерофеев к нему подойдет пошептаться, то Максим Дунаевский. Невозмутим был Сергей Гармаш, как обычно, предпочитающий не общаться с прессой. Сергей Леонидович получил «Нику» за роль в «Холодном танго» – фильме Павла Чухрая, действие которого происходит на фоне советской, а потом немецкой оккупации Прибалтики. Картина не крамольная, но с нюансами отношения местного населения к советской власти. Впрочем, тамошнему герою Гармаша – коменданту и майору НКВД  – Михалков, думается, должен симпатизировать.

Алексей Кудрин вручил приз «Открытие года» (фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов»)
Алексей Кудрин вручил приз «Открытие года»
(фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов»)
// Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

Ну а самым трогательным моментом было награждение Владимира Этуша почетным призом «За честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова. 95-летнего актера вывел под руку на сцену его ученик Леонид Ярмольник, а награждал – непосредственный начальник, худрук Театра имени Вахтангова Римас Туминас. Этуш, кажется, говорит с трудом, но это он скорее в своем уже многолетнем образе, а отнюдь не в старческом маразме. Надо видеть, с какими светлыми глазами выходят зрители с его спектакля «Бенефис» в Вахтанговском! Ярмольник в своей поздравительной речи попытался обозначить, что лауреат – «почти Вахтангов», и пошутить, что «и разница в возрасте несущественная». Этуш, лукаво глянув на своего ученика, поспешил заявить, что «это все вранье», чем окончательно растопил сердца собравшихся так, как умеет только он.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №13-2018 под заголовком «"Нику" поразила "Аритмия"».

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания