Центр документального кино: общая крыша вдобавок к контролю?

Дмитрий Завильгельский и Виталий Манский — об идее создать Центр документального кино, поддержанной министром культуры

Фото: Министр культуры РФ Владимир Мединский // фото: Global Look Press

Дмитрий Завильгельский и Виталий Манский — об идее создать Центр документального кино, поддержанной министром культуры.

Владимир Мединский одобрил идею создать Центр документального кино. Это, по его мнению, будет способствовать развитию российской документалистики. Центрбудет объединять молодых начинающих документалистов и даст им будущее. Министр отметил, что этот Центр будет «государственно-частной структурой».

Режиссер Дмитрий Завильгельский, лауреат множества премий в мире документального кино и основатель киноклуба «FILMDOC.RU»:

— Ничего хорошего я в этом не вижу. Сейчас другое время, все по-другому работают, и загонять творческих людей в какие-то резервации бессмысленно. Сегодняшние документалисты имеют возможность быть свободными художниками, потому как не зависят от технической базы, как было, например, лет 15 назад. Если создаваемый Центр будет иметь именно функции технической базы, так зачем он нужен? Я, например, работаю в своем ноутбуке, где стоит прекрасная программа. У моего оператора своя личная аппаратура, сейчас это доступно. А просто общая крыша, где собираться — ну, может, кому-то нужно по старинке, чтобы было куда ходить на работу, а кому-то и нет. Я, например, по характеру социопат и прекрасно работаю дома, на даче, у меня для работы все есть.

— Ну а для чего тогда это может быть нужно?

— Мне кажется, это очередной распил бюджетных денег. Ничего другого толкового из этого не получится. Если речь о контроле — так он и сейчас есть в виде выдачи субсидий: этому дам, а этому не дам. У нас, кстати, 29 марта будут слушания в Общественной палате по проблемам и перспективам документального кино. Мы и Мединского пригласим, если он, конечно, захочет, то придет. В 2016 году при поддержке министерства культуры было снято 130 фильмов. Из них, может, 20 соответствуют моему представлению о том, что такое документальное кино сегодня и что нужно поддерживать. Остальные сто — просто мусор, сделанный на голой коленке.

— Ну так вот, а в Центре коленка будет оснащенной.

— Дело не в оснащенности как таковой, повторю. На качество влияет не техника — сегодня нам достаточно иметь ноутбук, и он есть у каждого. На качество влияет твой подход. Если человек халтурщик, хочет просто подзаработать или если он профнепригоден, то и качество будет соответствующим.

Дмитрий Завильгельский // фото: filmdoc.ru

Ну и смотря что тут считать документальным кино. Многие думают, что телевизионные фильмы — это документалистика. Но это же не так! Это телепродукт, передача. И к документальному кино не имеет отношения. Документалистика — это творчество и искусство. Человек будет этим заниматься, если он влюблен в это дело. А кто-то будет стараться на этом нажиться. Так было всегда.

— Но когда-то в СССР была Центральная студия документальных фильмов...

— ...и там снимали что-то к партийным съездам и юбилеям генсеков. А настоящее документальное кино делали совсем не там, а на периферии. Потому что самых выдающихся и талантливых старались отослать куда подальше, чтоб не наснимали чего не надо. Потому, кстати и возникла свердловская школа документального кино.

* * *

Виталий Манский, российский режиссёр документального кино, продюсер, президент фестиваля «Артдокфест»:

— Прежде всего, давайте подумаем, в каком государстве мы живем. В государстве с рыночной структурой экономики или в государстве пост-социализма? В этом смысле предложение по созданию госструктуры в сфере неигрового кино надо рассматривать после того, как мы поймем, что у нас нет предложений по рынку и, в принципе, мы с рынком закончили.

Очевидно же, что кинематографисты ждут взаимности от госучреждений, когда кинорынок в стране умер и, кроме Минкульта, в стране нет фондов, поддерживающих документальное кино. Вот поэтому, возвращаясь к ситуации, кинематографисты и смотрят на это предложение — больше смотреть уже не на что.

Теперь вопрос: а зачем нужно это новообразование? Для реализации проектов про Олимпиаду или про Керченский мост? Сколь бы ни был фильм об Олимпиаде профессиональным и достойным, но экономически такие проекты на 100% убыточны. За рубеж это никто не покупает, и в нашем прокате тоже полный провал.

Виталий Манский // Фото: Global Look Press

Есть ли у нашего государства деньги, чтобы поставить на поток такое кино? Если да, то это совершенно уничтожит независимые кинокомпании в России. А меж тем, если посмотреть на картину успеха российских картин на международных площадках, фестивалях, то 95% из них сняты независимыми производителями, причем в чистом виде независимыми, не перерожденными из чего-то советско-государственного, а созданными с нуля после [19]91 года. А из фильмов, востребованных в мире, в прокате, 75% уже сегодня снимаются без поддержки государства. Вот этим все и закончится, — заключает Виталий Манский.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика