Юлия Снигирь: Я не хотела играть Салтычиху!
На канале «Россия 1» – премьера сериала «Кровавая барыня». Именно так называли суровую помещицу Дарью Салтыкову
На канале «Россия 1» – премьера сериала «Кровавая барыня». Именно так называли суровую помещицу Дарью Салтыкову.
Печально известная Салтычиха вошла в историю как одна из самых жестоких убийц. После смерти супруга она уединилась в подмосковном поместье Троицкое, где издевалась над своими безропотными слугами. Собственноручно забивала насмерть детей, вырывала с корнем волосы у молодых девушек, пытала мужчин. За несколько лет она замучила и убила более сотни подвластных ей крепостных крестьян. За свои преступления Дарья Салтыкова была лишена дворянского чина, права называться человеческим именем (впредь ее следовало называть «Оно») и приговорена к пожизненному заключению в монастыре в земляной яме.
Дарью Салтыкову уже не раз упоминали в своих литературных произведениях (например, Валентин Пикуль и Борис Акунин), а в кино показали лишь однажды – в сериале «Екатерина». Но главным персонажем повествования Салтычиха стала впервые.
– Я не хотела ее играть! Сначала даже отказалась, – признается исполнительница главной роли Юлия Снигирь. – Это тот образ, который очень трудно оправдать. Весь съемочный процесс я занималась этим оправданием. Для меня было важно найти причинно-следственные связи. Никого сложнее я в своей жизни не играла.
Сведений из реальной биографии Салтыковой сохранилось крайне мало. Многие исторические документы о ней были уничтожены по приказу Екатерины II. О жизни убийцы создатели сериала узнали больше из приговора, который сохранился в архивах. Кое-какие зверства «кровавой барыни» показаны в фильме, поэтому еще перед началом съемок артистов предупредили, что «временами будет страшно».
– Мы вовсе не хотим защищать героиню, хотя, возможно, у кого-то возникнет желание ей посочувствовать, – говорит продюсер Илья Неретин. – Для нас это прежде всего история перерождения. Ведь Салтычиха когда-то была ребенком, маленькой девочкой. Что произошло с ее душой? Как получилось, что живые люди стали для нее игрушками, которые можно ломать, калечить и уничтожать? Нам было важно показать, что происходит с человеком, который забывает Бога, поддается страхам, съедающим его изнутри, становится рабом своих чудовищных страстей.
По словам создателей, найти натуру оказалось огромной проблемой. Поэтому география съемок обширная – от Москвы и Подмосковья до Костромы и Ростова. Интерьеры были выстроены на киностудии «Мосфильм».
– Есть только отдельные фрагменты домов и дворцов XVIII века, – продолжает Илья Неретин. – Многое было перестроено или сгорело. То, что не перестроилось и не сгорело, снесли при Никите Сергеевиче Хрущеве. Слава Богу, прекрасно сохранился Ростов в той старой части, которая нам была нужна. А костюмы для картины мы собирали по всей Европе – от Праги и Вены до Мадрида.
Жанр режиссер Егор Анашкин определил как «страшная сказка».
– При создании фильма мы следовали духу, а не букве истории, – говорит режиссер.
В последнее время некоторые политики в телевизионных ток-шоу высказываются о крепостном праве. Дескать, не так уж это и плохо было: крестьяне были обеспечены жильем, работой и куском хлеба. Хочется надеяться, что после сериала о жестокой Салтычихе приверженцы рабства изменят свое мнение.
Канал «Россия 1», понедельник – воскресенье, 21:00
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2018.