Мамы в сердце и на экране: киноподборка ко Дню матери

Что посмотреть ко Дню матери? Самые необычные фильмы о мамах — от комедии-мюзикла до религиозной притчи — в нашей подборке

Фото: Global Look Press

Что посмотреть ко Дню матери? Самые необычные фильмы о мамах — от комедии-мюзикла до религиозной притчи — в нашей подборке.

Кто-то дарит по случаю материнского праздника цветы, открывает вино или ведет маму в театр. А Sobesednik.ru решил отпраздновать День матери подборкой атмосферных кинолент на тему материнства, перенесенную на экран в самых необычных формах — от комедии-мюзикла до триллера и религиозной притчи. О роли мамы, достойной всех мировых кинонаград — в нашей праздничной подборке.

«Танцующая в темноте» Ларса фон Триера (2000)

Кто знаком хоть с одной работой эксцентричного датчанина, знает — любая тема в его, прямо скажем, непростых картинах раскрывается с весьма неожиданной стороны. В заключительной части триеровской трилогии о «Золотом сердце» таким экспериментом для некогда апологета «Догмы-95» стала тема материнства — она отцентрована и строго выдержана на протяжении всего хронометража. В роли отчаянно любящей (причем «отчаянно» здесь — ключевое понятие, которое Триер противопоставит голливудским чопорным канонам семейных отношений) своего сына матери выступает исландская певица с диковинным голосом и манерой актерской игры — Бьорк.

И вновь Триер сокрушил немало стереотипов и устойчивых киношных формул: от представлений о надлежащем построении мьюзикла до собственных постулатов времен все той же «Догмы» (что уж говорить о роскошной француженке Катрин Денев, которую датчанин «переодевает» из свойственных ей костюмов от Ива Сен-Лорана в заурядные наряды фабричной рабочей). Собственно, именно этот бунтарский характер фильма позволил датчанину вызвать шквал критики вкупе с овациями и заполучить долгожданный главный приз в Каннах.

«Танцующая в темноте» // Фото: Стоп-кадр с YouTube

«Приют» Хуана Антонио Байона (2007 год)

Скажете, странно увидеть в подборке кинолент ко Дню матери фильм, озаглавленный жанром триллера? Однако эта лента 2007 года сильно выделяется на общем фоне схожих по теме картин. Если вдруг забыли общую сюжетную завязку таких фильмов, напомнить ее несложно: семья переезжает в дом с таинственным прошлым, где начинают происходить загадочные события, в опасности оказывается самое уязвимое существо — ребенок. Если думаете, что уже разгадали и финальный твист — ошибаетесь. Работа испанского постановщика определенно заставит переосмыслить не раз использованную режиссерами триллеров формулу. О том, к чему приводит параноидальная тяга матери к мистицизму и зацикленность на собственном прошлом — в «Приюте» Хуана Антонио Байона.

«Мачеха» Криса Коламбуса (1998)

Трогательная и многим знакомая история отношений мачехи и матери запоминается не только берущей за душу историей, но и замечательным актерским дуэтом – Сьюзен Сарандон и Джулии Робертс. А голливудский «сказочник» Крис Коламбус в свойственной ему назидательной и морализаторской манере, не спеша, за 2 часа объяснит зрителю любого возраста, почему любовь и горе могут сблизить даже самых непримиримых врагов (а как еще можно назвать двух женщин одного мужчины?).

«Мама MIA!» Филлиды Ллойд (2008)

Единственный комедийный фильм в нашей подборке, да еще и снятый по истории, сложенной из текстов песен знаменитого шведского квартета (читай — семьи) ABBA. Эта позиция списка порадует глаз уставшего от драм и триллеров зрителя грандиозным актерским составом. Мэрил Стрип, Аманда Сайфред, Доминик Купер, Стеллан Скарсгард, Колин Ферт и Пирс Броснан, совершенно не боясь примерить самые легкомысленные и нелепые амплуа, создадут на экране настоящую буффонаду, правда, отшлифованную и «вылизанную» под глянец, зато с отличным трек-листом. Да и кто устоит от пересмотра по такому трогательному поводу шутливого мюзикла о серьезных проблемах утраченной молодости, поиска любви, взрослении и трудностях «отхиповавшей» свое матери-одиночки?

«Мама MIA!» // Фото: Стоп-кадр с YouTube

«Обратное движение» Андрея Стемпковского (2010)

Отечественная картина малоизвестного режиссера Андрея Стемпковского, некогда дебютировавшего наравне с Юрием Быковым и даже заполучившего несколько престижных кинонаград на международных фестивалях, но с 2013 года не снявшего ни одного полного метра. «Обратное движение» — очень камерная, наполненная воздухом и будто заимствованными у Вермеера красками лента, рассказывающая историю матери, узнавшей об исчезновении ее сына во время военной операции. И пусть Стемпковский — не морализатор как все тот же Коламбус, а в его картине почти отсутствуют крупные планы, призванные обращать внимание на эмоциональное состоянии героев, но эта работа режиссера подобно фильмам Тарковского изысканно и неспешно приводит зрителя к мысли о замкнутости времени и человеческом одиночестве.

«Зеркало» Андрея Тарковского (1974)

Фантаст Станислав Лем однажды упрекнул Тарковского в том, что режиссер заселил его Солярис своими родственниками, и оказался абсолютно прав: все без исключения фильмы советского гения биографичны. Ну а «Зеркало», без сомнений, самый интимный из них. Картина-исповедь, картина-переживание, картина-мольба о прощении — «Зеркало» наполнено воспоминаниями Тарковского о проведенном в сельской глубинке детстве и пронизано щемящим чувством вины перед родными. Прекрасная Маргарита Терехова, воплотив на экране сразу две срастающиеся в сознании Тарковского в одно целое роли — Матери и Жены — сумела создать образ Вечной женственности, пусть не утонченной и загадочной, как то было у Блока, но сильной и жертвенной, вечно молодой и вечно уставшей. Выработанный Тарковским киноязык здесь достигает вершины выразительности и заставляет даже спустя почти полвека с момента выхода картины поразиться операторским решениям и уникальности использованных режиссером приемов. 

«Зеркало» // Фото: Стоп-кадр с YouTube

«мама!» Даррена Аронофски (2017)

Самая «свежая» лента из списка и почти столь же спорная, как и картина Ларса фон Триера, открывающая перечень. Фильм-притча, вызвавший бурную реакцию после своей премьеры в Венеции, заставил критиков почесать затылки и проверить свои нравственные установки на гибкость, а рядовых зрителей достать из памятных чертогов давно забытые сведения о Священном Писании. Мама здесь — абстрактный и иносказательный образ, воплощенный символом женственности для всея Голливуда (и, видимо, для самого Аронофски) обладательницей «Оскара» Дженнифер Лоуренс. Еще одно достоинство картины — Хавьер Бардем, который уже ни раз доказал, что может быть равно убедителен в образах хладнокровного убийцы и Господа, хоть граница между ними подчас сильно размыта. По крайней мере, именно об этом крепко задумался Дарен Аронофски.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика