Новости дня

24 ноября, пятница


























23 ноября, четверг



















Важнейшее из искусств. Лучшие фильмы о революциях и восстаниях


Фото: Global Look Press

Что посмотреть к юбилею революции? Самые бунтарские фильмы — от Эйзенштейна до «Забриски Пойнт» — в нашей подборке.

Пока Собчак и Кадыров решают, кому все же стоит заняться захоронением Ильича, а «Первый» и «Россия-1» во всю «хайпят» на сериалах о коммунистах, пользуясь приближением круглой даты со дня Октябрьской революции, зритель, тяготеющий к крупным форматам, может ощутить атмосферу мятежа благодаря качественному кинематографу.

Так что же пересмотреть к 7 ноября? Наша подборка кинолент от наиболее предсказуемых до самых неочевидных по теме народных восстаний — к вашим услугам.

Картины Сергея Эйзенштейна («Октябрь», «Стачка», «Броненосец "Потемкин"»)

Наверное, самая ожидаемая позиция в любом списке фильмов о российской революции. Снятые в 20-е годы прошлого века картины Эйзенштейна нынче многими киноведами критикуются за излишнюю пропагандистскую однобокость, непопадание в цель некоторых экспериментальных монтажных элементов и воспевание психологии толпы. Однако, несмотря на все претензии, знаменитая сцена с детской коляской на Потемкинской лестнице вошла в анналы мирового кинематографа как первейший показатель того, что кино — это прежде всего искусство и лишь потом пропаганда или аттракцион. Периодически проливающаяся кровь буржуа, стандартизированные образы героев революции, гнетущий ритм неотвратимых преобразований — «Октярь», «Стачка» и «Броненосец "Потемкин"» к просмотру обязательны.

«Отверженные» Тома Хупера (2012) 

Матерь всех народных восстаний — Великая французская революция — вот тема этого грандиозного по хронометражу и числу задействованных голливудских звезд кинопроизведения. (И нет, ни одна из них еще не была замешана в скандале с домогательствами, смотреть — можно.) Аманда Сайфред, Энн Хэтэуэй, Хью Джекман, Рассел Кроу, Эдди Редмэйн, Хелена Бонем Картер и Саша Барон Коэн — все как один сладкоголосые и обладающие кинонаградами мирового уровня. И пусть тема революции здесь скорее лейтмотив, чем сюжетное ядро, бунтарский народный дух насквозь пропитал эту музыкальную экранизацию первого реалистического, но не утратившего еще своих романтических корней произведения Виктора Гюго.

«Гладиатор» Ридли Скотта (2000)

От Рассела Кроу в образе рефлексирующего инспектора Жавера — к Расселу Кроу в роли бунтующего раба. Пожалуй, лучший фильм Ридли Скотта и один из лучших в фильмографиях снявшихся в нем актеров, в том числе «оскороносных» Кроу и Хоакина Феникса. Тема одиночного бунта против несправедливости и вероломства (читай — системы) заостряется рождением образа могучего и благородного романтического персонажа — генерала Максимуса. Ну чем вам не новый «Спартак», чуть ли не канонизированный в СССР?

«Сорок первый» Григория Чухрая (1956)

Возвращаясь в Советы, хочется выделить именно эту картину Григория Чухрая, так удачно переработавшего повесть Бориса Лавренёва, которую уже однажды экранизировали в 1920-х по стандартной схеме: она из «красных», он из «белых», между ними любовь, но долг превыше всего. И я предвкушаю ваше возражение: картина Чухрая даже не о революции, а о Гражданской войне. Однако нельзя недооценивать ее революционность для советского кино в послесталинскую эпоху. Именно здесь режиссер впервые отказался от одиозного разделения героев на «своих» и «чужих», плохих и хороших. В «Сорок первом» персонажи — уже не говорящие лозунгами механизмы, а личности, испытывающие неоднозначные, но вполне реалистичные чувства в условиях войны и всеобщей ненависти. На фестивале в Каннах лента Чухрая получила премию с формулировкой «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

Собственно, именно за то, что «Сорок первый» стал своеобразным вестником бунта в советском кино, одним из первых поставивших вопросы отдельной личности выше сталинской условности, ему и отведено почетное место в списке «революционных» картин по версии Sobesednik.ru.

«Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони (1970)

Пожалуй, единственный политизированный фильм итальянца, воспевшего человеческую отчужденность и бессмысленность экзистенции.

В центре внимания Антониони — хиппи и молодежные бунты конца 1960-х. Поставив главным условием картины непреодолимое желание перемен романтически настроенных молодых людей, итальянец получил весьма неоднозначный результат: Америка обвинила Антониони в узколобости, а зрители впервые за десять лет не спешили собрать для итальянца достойную «кассу». Однако эта плавно текущая, наполненная странными образами, длинными планами, тишиной и музыкой Pink Floyd лента все еще считается одной из самых незаурядных «бунтарских» картин ХХ века. А сцена «телепатического» взрыва офиса строительных боссов главной героиней «Забриски Пойнт» — секретаршей Дарьей — и вовсе стала культовой в мировом киноискусстве.

«Кориолан» Райфа Файнса (2012)

Неожиданное прочтение шекспировской трагедии, действие которой перенесено из Рима V в. до н. э. в современную Европу — Британию и Сербию. Неожиданно оно еще и тем, что это первая попытка британского актера Рейфа Файнса поудобнее усесться (и при этом удержаться) в режиссерском кресле. 

Знакомая история о жестоком и властолюбивом полководце, подавляющем народное восстание, а затем нуждающемся в поддержке народа для политической карьеры, особенно эффектно смотрится в современном Белграде, подвергшемся некогда бомбардировкам НАТО. Файнс умело обыгрывает мотивы преемственности и неизменности исторического процесса, давая в руки произносящим шекспировские монологи римским легионерам вместо мечей — автоматы. Когнитивный диссонанс от такой адаптации пьесы Шекспира о народе и власти, разумеется, обеспечен.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания