Новости дня

24 ноября, пятница


























23 ноября, четверг



















"Он никогда не жаловался на боль". Памяти Эмиля Лотяну

«Только звезды» №18-2017

Эмиль Лотяну // Фото: Global Look Press

6 ноября режиссеру Эмилю Лотяну мог бы исполниться 81 год. Sobesednik.ru вспоминает великого кинематографиста.

Часто большой режиссер представляет из себя натуру тонкую, чувствительную. А потому на главную роль в своих картинах он ищет не просто актрису, которая стала бы воплощением его мечты. Он ищет женщину, в которую мог бы влюбиться. Так случилось и с великим советским режиссером Эмилем Лотяну, автором шедевров «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь». 

Светлану Тома встретил на остановке

Длинные шелковистые волосы, темные, как спелая вишня, глаза, чувственные губы... В интерьере обычной кафешки маленького городка в Словении эта девушка выглядела, как необычный цветок. Лотяну тут же спросил официанта, знает ли он ее, и попросил познакомить...

Петра чем-то напоминала ему Светлану Тома, которая сыграла черноволосую красавицу Радду в фильме «Табор уходит в небо». Помните этот знаменитый фильм о любви конокрада Лойко Зобара и цыганки-вещуньи, которая была описана в рассказе Максима Горького «Макар Чудра». Ну ведь невозможно забыть одну из самых откровенных сцен в советском кинематографе – когда, танцуя, Радда снимала одну юбку за другой...

Фильм в 1976 году стал лидером проката в СССР. Получил главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне – «Золотую раковину». А Светлана Тома стала лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».

Однажды Лотяну спросили, почему режиссеры женятся на актрисах, которых снимают. «Во-первых, не все женятся, – ответил Эмиль Владимирович. – Во-вторых, это вещь слишком серьезная, потому что избранница не просто главная актриса. Она подобна любимому творению Бога, которое Всевышний дал тебе, чтобы помочь в исполнении твоего замысла». 

Светлану Тома Лотяну встретил на троллейбусной остановке. Ей не было и семнадцати. Режиссер предложил девушке сниматься в его фильме. Но она ответила отказом. Однако Лотяну был настойчив: уговаривал ее несколько дней. Потом поехал в Бельцы к ее родителям, чтобы получить их согласие. 

В итоге Светлана в качестве начинающей актрисы уехала с режиссером на съемки «Красных полян» в Карпаты. Жили они вместе. Но после съемок картины расстались. 

Впоследствии она вышла замуж за молодого актера Олега Лачина (к сожалению, когда их дочке Ирине, ныне кинозвезде, было всего восемь месяцев, он погиб). В тот тяжелый момент Эмиль поддержал Светлану. Он пригласил ее сыграть в фильме «Табор уходит в небо».

– Мы сходились с Эмилем, расставались, но он всегда шел по жизни где-то рядом, – вспоминала в беседе со мной Светлана Тома. – Он никогда не жаловался на боль. Не впадал в депрессию. Был настоящим мужчиной. Даже инфаркт перенес на ногах. «Эмилюшка» – звала его моя внучка Машенька. А он ее – «ангелом» и «златовлаской». И очень хотел снимать в кино.

– Вы были близкими людьми до последних дней. Эмиль Владимирович догадывался, что у него рак?

– Я думаю, догадывался. Последние дни, когда он умирал в больнице, приходили к нему я и Галя Беляева. Она вообще замечательная женщина. Когда-то Эмиль был с ней очень счастлив. 

В Гале Беляевой его поразили «косульи» глаза 

Для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Лотяну искал девушку узнаваемого русского типажа. Что-то между Савельевой и Самойловой. Во время проб он увидел фото танцовщицы из Воронежа Гали Беляевой. Его поразили ее «косульи» глаза. Гале в ту пору было 15 лет. 

– Он умел ухаживать! Врывался с огромными букетами самых разных и невообразимых цветов, присылал такие красивые телеграммы! Эмиль был сильным человеком. Может, поэтому мы и расстались. Он был намного старше меня. И я, как маленькая девочка, должна была подчиняться. А я хотела больше свободы. Эмиль Владимирович не хотел разводиться. Скорее мне не хватило житейской мудрости, – признавалась Галина Беляева.

В браке они прожили пять лет – с 1979 по 1984 год. У них родился сын Эмиль.

Петра подарила Лотяну четыре счастливых дня

Лотяну безумно мечтал снять новую драму о любви и долго искал актрису на главную роль. Он не догадывался, что судьба отсчитала ему слишком мало дней...

Двенадцать лет режиссер пробивал право снять картину «Яръ». Госкино наконец нашло деньги, и в 2003 году режиссер приступил к съемкам. 

Поскольку по сюжету любовь разворачивается между молодой цыганкой и красавцем-композитором, Лотяну пришел в театр «Ромэн» подобрать актеров. Но на роль главного героя он выбрал арт-директора кишиневского телевидения Теодора Гуцу. 

Актрису на основную женскую роль он искал еще дольше. В России и родной Молдавии не сумел никого выбрать, а в Словении случайно в кафе встретил Петру Фильчакову. Его поразила не только ее яркая красота, но и детская игривость. Лотяну пригласил 15-летнюю девушку вместе с мамой в Москву. 

Они прожили в столице четыре дня. Фотопробы были на квартире у режиссера. Хотя Лотяну чувствовал себя не очень хорошо, настроение у него было приподнятое. Он много шутил, угощал всех вином. После отъезда Петры часто брал в руки ее фотографию.

Эти редкие кадры – фото самой девушки и там, где она репетирует с режиссером – мне потом отдадут близкие люди Эмиля Лотяну. Уже после его смерти...

Лотяну успел снять только один кадр: на острове, окруженном водой, горит крест...

В последние дни он был в разъездах. Сначала улетел в Кишинев по поводу съемок. Вернулся в Москву и вскоре снова улетел в Софию. 

В Болгарии Эмилю Владимировичу стало плохо. В самолет его уже на руках доставили таможенники. В Москве скорая сняла Лотяну с самолета и тут же доставила в реанимацию Военного госпиталя имени Вишневского.

– Последнюю неделю мы были рядом с ним, – рассказывала мне потом Галина Беляева. – Я и сын Эмиль. В реанимации Эмиль Владимирович иногда приходил в себя. Он не думал, что умрет так скоро. 

Эмиль Лотяну скончался в возрасте 67 лет. 

Похоронили его на Ваганьковском кладбище. В последний путь его проводили две любимые женщины – Светлана Тома и Галина Беляева.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания