Андрей Плахов и Антон Долин – о фильме "Матильда"

26 октября в прокат выходит фильм «Матильда». Кинокритики Андрей Плахов и Антон Долин рассказали о нем Sobesednik.ru

Фото: Global Look Press

26 октября в прокат выходит фильм «Матильда». Кинокритики Андрей Плахов и Антон Долин рассказали о нем Sobesednik.ru.

Лучшая сцена

Андрей Плахов: Это, конечно, очень эффектная сцена коронации Николая Второго в Успенском соборе. Она производит впечатление и своим масштабом, и мастерской операторской работой Юрия Клименко, и роскошными костюмами работы Надежды Васильевой.

Антон Долин: Надежда Васильева, вдова Алексея Балабанова, вообще, может быть, самый выдающийся художник по костюмам в России. Они тщательно сделаны, с огромной фантазией и любовью – и это то, что в этой картине очень здорово. Одну сцену выбрать не могу.

Николай II

Андрей Плахов: Он в реальности был далеко не самый выдающийся царь. В фильме показан как благородный, чувствующий, но в сущности довольно слабый человек, не готовый к такой тяжкой миссии – править Россией в смутную эпоху. Он то готов упасть в обморок, то демонстрирует мужественность отстрелом птиц. Он герой мелодрамы, а не трагедии.

Антон Долин: Историки могут и обижаться, но полное соответствие художественного фильма реальной истории мне не кажется важным. Ни к чему сличать любовную мелодраму с фактами жизни Николая, тем более что никто из нас свечку не держал. Мы даже не знаем, правда ли написана в мемуарах того времени.

Где висит клюква

Андрей Плахов: Сцена похищения Матильды влюбленным в нее офицером и сам этот образ, воплощенный Данилой Козловским, приключения на горящем плоту – все это атрибуты авантюрного жанра, несколько искусственно пристегнутого к костюмной мелодраме. Публика это сочетание любит, а вот более высоколобые зрители характеризуют обычно как клюкву. Но я считаю, что «Матильда» вносит важный вклад в развитие жанрового кино, которое у нас в стране не имеет сильной традиции.

Антон Долин: Клюква – это когда в фильмах о России появляются медведи, играющие на балалайках. В фильме Учителя этого нет. А есть вещи, которые придумывались исключительно для кино. Например, похищение балерины, задуманное охранкой, поскольку ее роман с императором считался недопустимым. Поэтому и горящий плот, и взрыв, и безумный влюбленный. В романтической истории о любви эта сцена не выглядит клюквой. Когда д’Артаньян мчится за подвесками королевы, это клюква? Нет, это придуманная авантюра – реальные события были скучнее и проще. 

Есть ли секс

Андрей Плахов: Не буду разочаровывать зрителей: есть. Впрочем, если так можно выразиться, вполне целомудренный.

Антон Долин: Если кого-то может смутить или возмутить секс в этой картине, то тут надо к психиатру срочно!

Образ Матильды

Андрей Плахов: Фильм назван ее именем, хотя она и Николай – равноправные герои картины. Восходящая польская звезда Михалина Ольшанска обладает шармом, который редок у отечественных актрис. Однако считаю, что ее возможности использованы в фильме не на сто процентов, а образ Матильды прописан драматургами схематично.

Антон Долин: Михалина Ольшанска, конечно, очень красива, и это еще одна причина посмотреть кино. Вообще, красивых актрис не так уж много, а актрис, которые так свободно обращаются со своей наготой – их в России практически нет. Взять ее на роль балерины было правильно, и не потому, что Ольшанска, как и Матильда, полька, но потому, что у нее есть данные для роли.

Что могло бы возмутить Поклонскую

Андрей Плахов: Она женщина импульсивная и неожиданная. Глядишь, влюбилась бы и в того Николая, что представлен в фильме Алексея Учителя.

Антон Долин: Нормального человека ничего тут возмутить не может. Но фанатика, к сожалению, невозможно убедить никакими аргументами.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2017 под заголовком «Матильда вышла на подмостки».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика