"Вопросы реставрации приобрели скандальный характер"

Что думают эксперты о планах потратить 3,3 млрд на реставрацию фонтанов ВДНХ

Фото: Global Look Press

Что думают эксперты о планах потратить 3,3 млрд на реставрацию фонтанов ВДНХ?

Как писал Sobesednik.ru, на реставрацию фонтанов ВДНХ будет потрачено 3,3 миллиарда рублей. Ранее также наше издание уже сообщало, что реставрация, например, фонтана «Золотой колос» уже началась — как и положено, с демонтажа, — и что эксперты говорят: демонтаж этот настолько основательный, что по итогу реставрации от прежнего «Золотого колоса» останется 10%.

Мы попросили экспертов сформулировать прогноз: как мы в итоге будем называть результаты работы с фонтанами — реставрацией или «новоделом»?

Один из уважаемых архитекторов согласился комментировать инкогнито:

— Сколько-сколько?!

— Три миллиарда с хвостиком.

— Это безумная, немыслимая какая-то сумма. Не знаю, на что они хотят ее потратить. Может, в сумму уже заложена коррупционная составляющая... Не знаю. Надо изучить вопрос. 

Более подробный комментарий нам дал Борис Пастернак, архитектор-реставратор высшей категории (внук поэта и писателя Бориса Пастернака):

— Фонтаны ВДНХ — это вообще-то сложные гидротехнические сооружения с большим объемом монументальной скульптуры, сделанные из соответствующих материалов. Понятно, что их реставрация — это сложная работа, но и у ВДНХ накоплен большой опыт приведения в порядок монументальных скульптур. А поскольку всему этому предшествуют кропотливые проектные работы, я бы не стал спешить с выводами, что «все разломают, потом построят заново и будет новодел». Что можно будет сохранить, должно быть сохранено.

— Реставрация обходится дороже, чем изваять новое. А когда реставрация превращается в новодел — может, когда заменено больше 50%?

— Нет такой специфики. Понятие «новодел» возникает по отношению к вещам, которые «похожи, но не такие». Есть понятие «воссоздание» — оно применимо, когда речь об утраченных памятниках, например, Средневековья. Это в теории реставрации не приветствуется, но в исключительных случаях, когда очень надо, мы даем на это добро. А в фонтанах ВДНХ, может, понадобится восстановить лишь некоторые утраченные части. Что касается качестсва, то Департамент культурного наследия следит, чтобы конкурс на реставрацию не выиграли некомпетентные фирмы-однодневки или фирмы с дурной репутацией.

— В общем-то, я понимаю, что там много ступеней и экспертиз. Но...

— Но частные случаи, когда под видом реставрации проводились работы, не соответствующие этому понятию, — они все на слуху и все они освещались прессой.

— Но мы знаем даже случаи «увода» денег, предназначенных на реставрацию, в карманы уважаемых чиновников.

— Да-да. К сожалению. Вопросы реставрации приобрели скандальный характер, и мы всегда ждем подвоха, — признает эксперт. — Панацеи от этого я не знаю. Но если все процедуры выполнены правильно, все правила соблюдены, то реставрационный процесс идет, я бы сказал, по накатанной колее. Но наша жизнь, она показывает, что все может быть. Но тогда этим, надеюсь, будут заниматься другие ведомства, а не эксперты по культурному наследию. А нормальная реставрация — это когда мы идем по улице мимо памятника и не замечаем никаких изменений. Разобраться, что и как сделано, могут только узкие специалисты.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика