От Михалкова и Захаровой до Макаревича и Быкова. Итоги 39-го ММКФ

В ходе освещения главного кинофестиваля страны Sobesednik.ru убедился в том, что он не стал территорией пропаганды

Фото: Президент ММКФ Никита Михалков // Андрей Струнин / «Собеседник»

В ходе освещения главного кинофестиваля страны Sobesednik.ru убедился в том, что он не стал территорией пропаганды.

39-й ММКФ завершен. Антизападный вектор обозначается на официальных мероприятиях все отчетливее, но кураторам, собирающим программы, пока удается показывать кино в довольно-таки свободном режиме.

Облако идиотизма

На фестивале показали 406 фильмов из 64 стран. Самым, пожалуй, слабым местом остается основной конкурс. Президент ММКФ Никита Михалков не особо скрывает, что Москва собирает то, что не удалось собрать другим, более статусным. «Вот я был на фестивале в Пекине, смотрю картины – одна лучше другой, – рассказал Михалков накануне церемонии закрытия. – А оказывается, они раньше уже были где-то показаны». У ММКФ принцип «первого экрана» – конкурсные фильмы не должны быть показаны до этого нигде.

Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов признался «Собеседнику», что отбирать ленты сложно, «но приходится, если мы хотим оставаться фестивалем класса А». В Москве победил китайский фильм «Хохлатый ибис», продюсер с режиссером почти в один голос выразили надежду, что он поможет решить экологические проблемы в Китае.

Знаковым для России может стать фильм Владимира Котта «Карп отмороженный» с Мариной Нееловой, Евгением Мироновым и Алисой Фрейндлих в главных ролях. «Карп» попал в конкурс, призов не получил, но ажиотаж вызвал колоссальный. Типично российская история, хватающая за душу именно нашего сегодняшнего зрителя – успешный сын в столице и старенькая мама в бараке в провинциальном городке. Возможно, международное жюри с Орнеллой Мути именно по причине «российскости» не оценило ленту Котта.

[:image:]

Михалков признал, что три года назад санкции ударили по фестивалю: «Многие боялись – вот с Крымом решите, тогда и посмотрим. Был страх и у нас. К счастью, это прошло. Мы увидели каких-то своих звезд. На фестивале нормальная рабочая атмосфера, нет истерик, люди смотрят кино, общаются. Мне удалось посмотреть 9 фильмов. 5–6 лет назад, хотя тогда столы ломились, а гости уезжали с халатами, расшитыми золотом, это было немыслимо. Было бы хуже, если бы ушло ядро, а халаты остались».

В числе программ ММКФ – ретроспектива Андрея Кончаловского к его 80-летию. На показ фильма «Курочка Ряба» пришла исполнительница главной роли Инна Чурикова, но зрителей было позорно мало. Зато общение с Чуриковой прошло по-домашнему. «Сейчас этот фильм воспринимается гораздо глубже, – сказала Инна Михайловна. – Этот жанр, где и печаль, и надежда, где этот путь от социализма к капитализму, такой неповоротливый в деревне... Да, иногда облако идиотизма проплывает над нами». «Курочка Ряба» сегодня и правда раскрывается мощнее, чем в 1994-м, когда фильм в России воспринимали скорее как осовремененное и слегка комедийное продолжение истории Аси Клячиной. Кинокритик Андрей Плахов рассказал, что в Каннах ленту смотрели, чтобы понять реакцию людей в России на происходящее. «А где свободный рынок, если нельзя по своей цене продавать?» – вопрошает героиня Чуриковой, которую прижали на колхозном рынке за продажу яиц втрое дешевле. Впрочем, покажи Андрей Сергеевич русский народ таким наивным, глупым и с развитым стадным чувством сейчас, на него бы, как на Звягинцева, набросились с пресловутым «очернением России».

[:image:]

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» представлял креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков. Никаких политических дискуссий – только об искусстве. И все же Быков на фестивале Михалкова – это делает честь всемогущему «бесогону» и президенту ММКФ.

Геи, Горби, рок-н-ролл

Совсем уж неожиданным стал российский документальный фильм «Бабочки», повествующий о... парне-гее, работавшем на кинофестивале имени Тарковского. Если Милонов узнает, сильно возбудится. «Фильм не такой радикальный, как вы надеетесь. Он про людей, и на этом все, – сказали зрителям перед показом. – Вот стоит режиссер Дмитрий Кубасов, он волнуется, хотя уже ничего не изменишь, уже все сделано». «Я очень рад, что вы пришли», – только и смог сказать дрожащим голосом режиссер. В прошлые годы «каннское порно» или, скажем, «Эйзенштейн в Гуанахуато» по натуралистичности шокировали ночную фестивальную публику сильнее. В «Бабочках» натурализма мало. Фильм не представляет художественной ценности, но представляет ценность как жест в сегодняшней России с ее тотальными запретами и ее ханжеством.

Столичная рок-тусовка (Стас Намин, Андрей Макаревич) устроила целый концерт после показа фильма Free to Rock о временах прорыва западной рок-музыки в СССР и затем в Россию. Еще один фильм против ветра. В кадре появляется и президент Михаил Горбачев, во многом благодаря которому рок был «легализован» в нашей стране.

VR-зона – отдельное приключение на ММКФ. Здесь в очках виртуальной реальности можно было посмотреть фильмы в разных жанрах. В том числе и «перевоплотиться», примерив на себя роль главного героя. Вот ты лежишь на операционном столе, и рядом плачет твоя жена (не твоя, конечно, а актриса), вот с тобой проводят собеседование. И так далее. За этой технологией будущее. В какой форме она будет нас «накрывать» – пока не до конца ясно. Скорее всего это будет не совсем кинематограф, а моделирование разных ситуаций в онлайн-режиме. Грубо говоря, эффект присутствия с друзьями на пикнике-шашлыке можно будет смоделировать, не выходя из дома. Суррогатная жизнь не за горами?

Ну а на церемонии закрытия звездой снова стала Мария Захарова – идеологический боец нашего МИДа. Если на открытии спели ее песню о погибших бойцах (думали, что речь о Великой Отечественной войне, а оказалось – о Сирии), то под занавес фестиваля Мария нас порадовала любовной лирикой. Но песня – ладно. Захарову сильно вдохновил Микеле Плачидо – легендарный комиссар Каттани из «Спрутов», которому Михалков вручил почетный приз имени Станиславского «Верю».

[:image:]

– Непонятно, почему мы, итальянцы, должны оборачиваться на США, – сказал Плачидо. – Я всегда оборачивался на великую Россию... Сегодня я чувствую себя российским гражданином.

Сидевшая в первом ряду Захарова встала и призвала зал последовать ее примеру. Это было бальзамом на ее душу.

Хотя кинопрограмма ММКФ осталась достаточно свободной территорией, главной звездой стала все-таки Мария. Путеводной. Геи пусть дрожат в ночи в зале номер пять, Макаревич пусть лабает у себя в хипповатом и стареющем ритм-н-блюз-кафе, но наш паровоз вперед летит в прямом федеральном эфире.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика