Шляхтич-задира. Откуда взялся на ТВ Томаш Мацейчук – и поляк ли он?

Новая ТВ-примета: на ток-шоу Томаш Мацейчук – быть драке. Кто он и откуда взялся – читайте в рубрике «Срывая маски»

Фото: Томаш Мацейчук // из личного архива

Новая ТВ-примета: на ток-шоу Томаш Мацейчук – быть драке. Кто он и откуда взялся – читайте в рубрике «Срывая маски».

Несмотря на свою молодость (Мацейчуку 27 лет), Томаш ни в чем не уступает своим не раз менявшим политический окрас оппонентам по ток-шоу. Напористый поляк – сам оборотень, каких еще поискать.

За провокационные высказывания (будто советские войска в 1945-м не освободили, а повторно оккупировали Польшу; что «Россия живет в г...не»; и совсем свежее, брошенное накануне 9 мая: «Ваши деды – красные фашисты») пророссийские эксперты по очереди били Томаша по физиономии уже на всех каналах. За кулисами (на «Первом» и «России 1») и в кадре (на «ТВ Центре» и НТВ). А ему – что в лоб, что по лбу.

Поляк?

Он появился на российском ТВ лишь в прошлом году – как черт из табакерки. Российский политолог Сергей Михеев вообще сомневается, что Мацейчук – настоящий поляк: «Окончание фамилии может указывать на его украинские корни».

На личной странице в «Контакте» Томаш указал родным городом Познань. Статус – студент частной польско-японской академии информационных технологий PJWSTK Warszawa. Томаш учится на программиста, но упорно называет себя журналистом. Так его и подписывают в титрах. ТВ не обязано проверять профпринадлежность – назваться можно хоть горшком, что подтверждает недавний пример с «американским журналистом Грэгом Вайнером», в котором его знакомые узнали петербуржца Григория Винникова. Он действительно некоторое время жил в США, но зарабатывал не пером, а... продажей туров в агентстве путешествий.

Польский журналист Марцин Рей, автор проекта «Российская пятая колонна в Польше», который занимается борьбой с российской пропагандой в Посполитой, в свое время подробно разбирался в «феномене Мацейчука». Он, в частности, заявлял о связях группы польских националистов (в их число входил Томаш) с Кремлем. Радикалы разработали интернет-сайт xportal.pl. Он и сейчас функционирует и занимает все ту же пророссийскую позицию.

Украинец?

В 2013-м Мацейчук сменил окоп. В качестве волонтера варшавского фонда «Открытый диалог», пропагандирующего уже европейские ценности, возил митингующим в Киев продукты, лекарства. Поддерживал бойцов АТО, воевавших на востоке Украины. Томаш провел с ними бок о бок несколько месяцев: это общение, по его словам, помогло ему выучить русский язык. И вдруг – хоп! Мацейчук снова «переродился» и начал работать со своим вчерашним идейным противником Анатолием Шарием – популярным украинским журналистом и блоггером, бежавшим после Майдана в Европу. Тут-то у Мацейчука и открылись глаза. Тут-то он и вспомнил, «какие зверства творят украинские нео-нацисты». Тут-то он и понял, что Украина «не хочет европеизироваться, что Майдан был зря». И получил 5-летний запрет на въезд в страну.

Россиянин?

В середине 2016-го Томаш сообщил, что начинает сотрудничество с российскими каналами. Семья живет в Польше и каждый раз ждет его возвращения из, так сказать, российских командировок. Никто не видит его статей, репортажей. Зато пропустить экспрессивные выступления Мацейчука в кремлевских ток-шоу невозможно.

– Я совсем не знаю Мацейчука как журналиста, в отличие от опытного, зрелого журналиста Зигмунта Дзенчаловски, который также часто участвует в ток-шоу, – говорит ведущий «Время покажет» («Первый канал») Анатолий Кузичев. – Однажды, когда Мацейчук в очередной раз сморозил что-то в эфире, я назвал его подростком, имеющим три статьи за спиной. Томаш оперирует какими-то лозунгами, слоганами, не утруждая себя размышлениями. Это беда многих участников ток-шоу: они пользуются готовыми кричалками. Но Томаш еще и всячески старается себя выпятить. Он горячий, борзый, готовый выпрыгнуть из штанов – лишь бы все о нем узнали...

Еще один польский эксперт – журналист Якуб Корейба – также признался нам, что до знакомства с Томашем на российских ток-шоу ничего не слышал о творчестве своего «брата по паспорту».

Оставим за Мацейчуком право называться журналистом. Видимо, так он понимает профессию журналиста – вызывающе светиться на телевидении «вражеского государства». Но кто работодатель?

Украинские «коллеги» Мацейчука по ток-шоу называют его не иначе, как «агентом ФСБ». А руководитель варшавского Центра по изучению пропаганды и дезинформации Адам Лелонек считает, что кремлевские СМИ используют Мацейчука в качестве штатного «поляка-русофоба»:

– Российские ток-шоу – это от начала до конца тщательно срежиссированные спектакли. Роль Томаша – выдвигать спорные тезисы, оскорблять историческую память России и таким образом закреплять тот образ, который рисует Кремль.

Мацейчук признается, что российская сторона оплачивает его перелеты и проживание в Москве. Но отрицает получение вознаграждений.

– Возможно, так и есть, – допускает Лелонек, – но из бесед с другими экспертами, участвующими в российских ток-шоу, я знаю, что обычно им за выступления платят от 500 до 1000 евро.

В плате за озвучивание собственных убеждений нет большого преступления. Вопрос тут скорее этический: насколько ты готов ими торговать и менять их в зависимости от прайса.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика