"Его мысли были необходимы". Кирилл Серебренников – о Данииле Дондурее

Режиссер Кирилл Серебренников поделился с Sobesednik.ru очень важными словами о культурологе Данииле Дондурее. Важными, потому что слова эти в большей степени о нас

Фото: Даниил Дондурей // Global Look Press

Режиссер Кирилл Серебренников поделился с Sobesednik.ru очень важными словами о культурологе Данииле Дондурее. Важными, потому что слова эти в большей степени о нас.

Даниил Дондурей, мыслитель, критик, культуролог, редактор журнала «Искусство кино», умер на 69-м году жизни в больнице в Израиле. Даниил Дондурей входил в президентский Совет по правам человека, возглавляя там комиссию по культурным правам, образованию и науке. Считал, что безопасность нации зависит в наибольшей степени от культуры, и прикладывал все усилия, чтобы количество «сложных» людей в нашей стране росло. Увы, в последнее время, его, кажется, уже никто не слышал.

По свидетельствам тех, кто знал его лично, Даниил Борисович был добрый и светлый человек. Просто хороший был.

«Очень трудно писать и говорить "был" про Даниила Дондурея. Его уход горько символичен — перестали слушать, перестали читать, перестали понимать, вот он и ушел. Людей такого качества, как он, больше нет, их не "выпускают", не "делают", может, потому что они, увы, больше не нужны в России. Во всяком случае, в моем кругу такой мудрец, идеалист и подвижник был один — Дондурей. Пришлось написать "был"...» Это написал в фейсбуке Кирилл Серебренников — и продолжил рассказ о Данииле Дондурее на страницах Sobesednik.ru:

— Мне кажется, что Даниил Борисович был важный человек для кинематографического сообщества, потому что помимо кино, помимо театра, помимо собственно искусства необходим дискурс, то есть осмысление и говорение. Сами режиссеры не всегда могут это делать. Для этого есть наука театроведения и киноведения. И вот за этот дискурс отвечал Даниил Борисович. Он был как форпост — и держал это дело до последнего бастиона. Поддерживал любой сколь-нибудь заметный росток мышления об искусстве и обществе. И, к сожалению, как мне кажется, он сам понимал, что этих ростков становится все меньше и меньше. Все становилось проще. Проще и необязательнее. Строчка Шекспира «распалась связь времен», конечно, приходит на ум. С уходом Даниила Дондурея распалась связь слов, мыслей и времен, потому что он соединял прошлое, советское, мировое кино и нашу действительность. Он был всегда современно, остро и критично мыслящим. Он, конечно, мудрец. И он хотел, чтобы его слышали. Его мысли были необходимы кому-то, но я думаю, что он в какой-то момент почувствовал, что эта необходимость становится исчезающе мала.

[:image:]

— Почему так произошло? Потому что он, апеллируя к властям, просил прислушиваться к интеллектуалам. А они отмахивались, потому что умные люди говорят не всегда приятные вещи и основным электоратом при этом не являются. Основным электоратом являются люди, скажем так, несложные. Их больше, власти ориентируются на них, работают над их преумножением. Поэтому мы шли-шли и пришли. К тому обществу, которое в телевизоре показывают. Общество не само захотело таким стать, оно таким сделалось. Это не его выбор, — заключает Кирилл Серебренников.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика