Новости дня

23 октября, понедельник























22 октября, воскресенье





















И снова о "Матильде". Знает ли Поклонская историю дома Романовых?


Sobesednik.ru в свете продолжающихся нападок на фильм «Матильда» побеседовал с автором книги о балерине Кшесинской.

Скандал вокруг фильма Алексея Учителя об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, в котором еще до выхода на экраны усмотрели «антироссийскую провокацию» и «оскорбление чувств верующих», набирает обороты.

Сначала депутат Госдумы Наталья Поклонская, повинуясь зову сердца и «обращениям избирателей», обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить будущую ленту на экстремизм. А теперь сам режиссер пожаловался Юрию Чайке на угрозы со стороны «псевдоправославных воинствующих фанатиков».

Из-за чего сыр-бор? О любви балерины и императора мы поговорили с автором книги «Матильда. Любовь и танец» Татьяной Бронзовой, которая изложила свою версию.

– Татьяна Васильевна, вы, наверное, слышали, что Поклонская выступает против «Матильды» и сомневается, что любовная связь была.

– Меня это крайне удивляет. Знает ли Поклонская историю дома Романовых, историю самой Кшесинской?! Знает ли она, что такое кинематограф?! Думаю, вряд ли. Тем более даже фильма не видела. Получается, мы возвращаемся в то страшное время, когда работники какого-нибудь завода кричали: «Солженицына не читали, но осуждаем!» Это пугает.

– О чем можно спорить? Роман ведь был.

– Безусловно. Николай очень любил Матильду. В то время он еще был 22-летним цесаревичем и вовсе не думал о троне. Кшесинской тогда и 18 не было, только оканчивала Императорское театральное училище. Она влюбилась в него сразу. Это понятно: Николай был хорош собой, необыкновенные голубые глаза, в которых все женщины просто тонули. Конечно, Матильду привлекало и то, что он – Романов.

– Говорят, что увиделись они впервые на выпускном экзамене в театральном училище. Якобы у Матильды во время танца расстегнулся браслетик и упал к ногам сидящего цесаревича.

– Нет, про браслет это уже выдумки. В первый раз она увидела будущего императора, когда ей было пять-шесть лет. У нее же отец был танцовщиком Мариинского театра. Она с папой утром пошла на спектакль «Конек-горбунок», а в царской ложе сидела императрица Мария Федоровна с детьми. Так Матильда и увидела юного принца. Ну а познакомились действительно на выпускном экзамене, куда Николай пришел с отцом – императором Александром III, с мамой, с великими князьями. Выступление юной балерины так им понравилось, что сам император похвалил ее, сказал, что она обязательно будет гордостью русского балета. И пригласил Кшесинскую на чаепитие. Там он посадил Матильду между собой и сыном Николаем. Вот так и состоялось их знакомство и любовь с первого взгляда.

– Получается, Александр III невольно поучаствовал в этом, хотя потом был против их отношений.

– Нет, родители Николая не были против этой любви. Тогда было даже принято, что великие особы заигрывали с артистками. Но серьезно к этому никто не относился: семьи из этого не могло получиться по определению. Правда, родители следили и не разрешали Ники (так его называла Матильда) часто и долго встречаться с Кшесинской. Чтобы об этом не судачили в салонах. Но Николай был очень влюблен, он же был наивный и открытый молодой человек. Ну сами посудите: в семье был первенцем и мама его особенно любила, баловала.

– Это правда, что Николай из-за любви к Матильде готов был пожертвовать престолом?

– В какой-то момент его родители действительно испугались – отношения стали затягиваться. Думали, что это разовое увлечение, а оказалось – нет. Николай убегал к ней из дворца почти каждую ночь. Тогда начали искать цесаревичу невесту. Среди прочих и выбрали кандидатуру принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской. Настояли на том, чтобы Николай сделал ей предложение, но в первый раз она отказала. Замуж не хотела, так как и влюблена не была, да и, будучи католичкой, не желала менять веру. Когда же все-таки Николай обручился с будущей императрицей Александрой Федоровной (под давлением родителей с обеих сторон), то он, как истинно верующий человек, прекратил отношения с Матильдой. Однако чувствовал особенную ответственность за нее, он же был у Кшесинской первым мужчиной. Тогда он передал ее своему дяде – великому князю Сергею Михайловичу. При этом страдал, потому что все еще любил. У него в дневнике есть запись: «Можно ли любить сразу двоих?! Люблю и Алекс, и Малю...»

– После женитьбы Николай вообще прекратил общение с Матильдой?

– Он помогал ей. Ведь в театре Кшесинскую сразу начали гнобить. Когда царская семья приезжала на спектакли, ее в этот вечер перестали выпускать на сцену. И вот однажды Кшесинская выступала в Мариинском театре, и в это же время Николай II с супругой должны были посетить премьеру в Михайловском театре. Матильда отправила ему письмо, в котором написала, что было бы хорошо, если бы он пришел посмотреть ее на сцене. Государь решил все-таки поехать в Мариинку. Увидев, что Николай II приехал на Кшесинскую, дирекция театра стала благосклонно относиться к балерине.

– Говорят, Кшесинская была богата?

– Благодаря Романовым, конечно, она не бедствовала. Например, на ее даче в Стрельне – подарок Сергея Михайловича – работала домашняя электростанция. Такого чуда не было даже в Зимнем дворце! У нее еще был дом в Москве, который купил Николай II в период отношений. А когда она потом вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича – двоюродного брата Николая, – жила в его дворце в Петербурге.

– Андрей Владимирович был третьим после Николая и Сергея представителем императорской фамилии, состоявшим в отношениях с Матильдой. Ее так и называли – «фамильная драгоценность дома Романовых»...

– Это правильно, она как бы от одного Романова переходила к другому. Но я бы не называла ее легкомысленной. Она Ники любила, но понимала, что выйти за него замуж не может.

Сплетен и домыслов о Матильде много. Некоторые хотят ее представить какой-то эгоисткой, любящей драгоценности и деньги. Но она всегда заботилась о своей сестре, о брате, содержала всю свою родню. Была сильным человеком, труженицей, поэтому и выжила в театральных и дворцовых интригах.

Слово за слово

Наталья Поклонская:

– Вчера в ходе бурных недовольств у меня спросили, смотрела ли я этот фильм («Матильда». – Ред.). Конечно же нет, и не буду мараться. По замыслу авторов он рассказывает о якобы имевшей место порочной связи цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) с балериной Матильдой Кшесинской. Сегодня люди обратились к нам, своим избранникам, за помощью. Я считаю своим долгом отреагировать на данные обращения. Молчанием можно и Бога предать.

Алексей Учитель:

– Заявления этой фактически преступной организации «Святая Русь» странным образом совпали по времени и тональности с заявлениями депутата Госдумы госпожи Поклонской, которая позволила себе ряд некомпетентных и лживых комментариев, а также заведомо ложный донос о совершении ряда преступлений создателями картины. Маразматики пишут, пускай Поклонская проверяет. Я готов с ней встретиться, обсудить, показать картину.

Справка

Фильм «Матильда» снимался 2 года. Бюджет – около 700 млн рублей, из них 130 млн выделил государственный Фонд кино.

В главных ролях – польская актриса Михалина Ольшанска и немецкий актер Ларс Айдингер. А также Данила Козловский (граф Воронцов), Ингеборга Дапкунайте (императрица Мария Федоровна), Сергей Гармаш (Александр III).

Выход в прокат намечен на октябрь-ноябрь 2017 года.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания