Прости, Бродвей! На Дне мюзикла Призрак Оперы спел под лезгинку

Sobesednik.ru побывал на «Дне мюзикла» и узнал, кого из артистов жанра в этом году любят больше всего.

Фото: Впервые «День мюзикла» отметили в 2009 году, и вскоре он превратился в одно из самых ожидаемых светских мероприятий столицы // Сергей Сухоруков

Sobesednik.ru побывал на «Дне мюзикла» и узнал, кого из артистов жанра в этом году любят больше всего.

Эта история началась восемь лет назад, когда двое талантливых и амбициозных людей, без памяти влюбленных в мюзикл, решили посвятить ему не только всю жизнь, но и один особенный день. Для Владимира Тартаковского и Алексея Болонина каждый новый проект – это родное, любимое детище, которое они бережно холят и старательно взращивают на театральных подмостках столицы. Сначала из-под их крыла вышли русскоязычные версии таких легендарных мюзиклов, как «Метро», «Notre Dame de Paris», «Ромео и Джульетта», а в 2008 году продюсеры наконец созрели до постановки оригинальных отечественных мюзиклов. Так зрители Московского театра оперетты увидели спектакли «Монте-Кристо» и «Граф Орлов», воплотившие в себе весь блеск и глубину мировой литературной классики. В этом году к ним присоединилась «Анна Каренина» – постановка, поражающая своим размахом и драматической силой.

Каждый год в этих спектаклях задействованы десятки талантливых артистов: они пришли из разных школ, разных театров, у каждого из них своя неповторимая фактура, свой вокал и своя манера игры, но всех их объединяет одно – трепетная любовь к жанру мюзикла.

Воодушевленные этим же чувством продюсеры очень скоро поняли, что мюзикл в России стал желанным гостем, а приятных гостей хочется собирать как можно чаще. Так в 2009 году в Москве впервые отметили «День мюзикла» – праздник, где собираются артисты, режиссеры, продюсеры и просто поклонники этого яркого, красочного жанра. Идея так понравилась всем собравшимся, что «День мюзикла» стали отмечать каждый год, и вскоре он превратился в одно из самых ожидаемых светских мероприятий столицы.

В этом году праздник по традиции принял в своих стенах элитный ресторан Shakti Terrace. Его красиво убранные залы всегда притягивают взгляды, но 5 декабря их было не узнать: все кругом сверкало и искрилось так, будто Новый год решил не дожидаться 31 декабря и наступил прямо сейчас. С потолка свисали ослепительные гирлянды, новогодние украшения в виде больших карамельных тростей, напоминающие о скором Рождестве, и всюду царила радостная, оживленная суета.

Звездные гости в этом году начали съезжаться на удивление рано, несмотря на обильный снегопад, из-за которого весь центр «встал» в бесконечных пробках. Едва успев скинуть куртку и поздороваться с другими журналистами, заблаговременно приехавшими, чтобы пройти аккредитацию, я увидела артиста Театра оперетты Александра Маркелова. «Как всегда, неотразим и очень молод для своих 67», – подумалось мне.

«Александр Николаевич, как вы сегодня рано!» Народный артист скромно улыбнулся и прошел в главный зал, а вскоре за ним поспешила и пресса.

Затворы камер оглушали, а яркие огни вспышек слепили меня весь вечер: среди звездных гостей «Дня мюзикла» были Валерий Сюткин, Екатерина Гусева, Ким Брейтбург, Валерий Яременко, Ирина Медведева, Аркадий Укупник, Алексей Франдетти, Валерия Ланская, Теона Дольникова, Наталия Быстрова, Иван Ожогин и многие другие.

[:image:]

Традиционные значки с логотипами популярных мюзиклов оказали немалую помощь журналистам: у входа каждый гость прикреплял к своему костюму значки с названиями тех проектов, в которых он принимал участие. Вскоре сотни элегантных костюмов и изящных дамских платьев покрылись яркими кругляшками «послужного списка». Артисты с гордостью крепили значки на грудь, словно это были ордена и медали. Прохаживаясь по светлому залу, можно было безошибочно опознать бродяг из «Собора Парижской Богоматери», проследить за тем, не ссорятся ли нынче Монтекки и Капулетти, и подглядеть, как Призрак Оперы привычно взирает на сцену из отведенной ему ложи.

[:image:]

Пожалуй, наиболее благосклонной к работникам СМИ в этот вечер, как и всегда, была Екатерина Гусева. Актриса охотно позировала фотографам и никому не отказывала в интервью. В ответ на мою просьбу ответить на пару вопросов Екатерина вежливо улыбнулась и кивнула, слегка взмахнув пышной копной темно-каштановых волос. «Давайте куда-нибудь отойдем, а то здесь очень шумно», – сама предложила актриса. Ее глаза радостно блестели, будто у маленькой девочки, которая впервые оказалась на шумном новогоднем карнавале, где ждут подарки, веселье и необыкновенные чудеса.

Хотелось спросить о многом, ведь мюзиклы, в которых играла Екатерина, трудно пересчитать – так давно она в этом жанре. Но, конечно, больше всего в этот вечер всех (и в том числе саму Екатерину) волновала одна героиня – Каренина. Уже много спектаклей осталось за плечами, и каждый артист успел лучше прочувствовать своего персонажа, услышать в нем какие-то новые нотки, понять его эмоции. Однако и теперь, говоря об Анне, Гусева выглядит немного взволнованной, в ее голосе ощущается некий трепет перед этой большой и такой важной ролью:

– Еще очень мало времени прошло для каких-то изменений, – считает Екатерина. – Скорее я более свободна стала, более уверенна в том, что я делаю. Я полетела! Я отпустила себя. Подготовка к «полетам» была настолько изматывающая, и наконец-то 8 октября был произведен «старт». Я получаю огромное удовольствие, и это действительно находит отклик у зрителя.

[:image:]

Я и раньше подозревала, что билеты на «Каренину» нынче трудно раздобыть, но слова Гусевой потрясли меня:

– До Нового года билетов в принципе нет. У меня мама смотрела спектакль на балконе второго яруса. Мой супруг видел прогон, на спектакле со зрителями он еще не был, – сказала актриса и улыбнулась тому, как округлились мои глаза. Вот вам и «проходки» для важных персон!

Сын Екатерины, впрочем, успел попасть на спектакль. Впечатления, судя по словам его мамы, были очень яркими:

– Ему очень понравилось, – произнесла актриса, и ее улыбка засветилась еще ярче. – Я вообще не ожидала, потому что он в меньшей степени интересуется моим творчеством. Мне кажется, мои домашние уже от него устали. Но я была так тронута его отзывом, он так проникся... Как раз в 11 классе они сейчас в школьной программе проходят роман Толстого. Он это принял, и это прекрасно.

Однако зацикливаться лишь на «Карениной» было бы просто нечестно, ведь в послужном списке Гусевой такое количество замечательных мюзиклов! На вопрос о том, какой ролью она дорожит больше остальных, Екатерина ответила не мешкая:

– Наверно, это первая роль, это старт – мюзикл «Норд-Ост». С ним связано много разных воспоминаний. Эта моя Катя мне, конечно, очень дорога, – ностальгически заметила актриса.

Не забыла она и о другой своей тезке, более властной и царственной:

– Катерину очень люблю, которая моя тезка – Вторая, Великая, я имею в виду «Графа Орлова». В этой роли мне пришлось забыть о себе. Это касается и тембра голоса, и вообще всего. Пришлось взрастить в себе нечто, что было в таком зачаточном состоянии.

Вспомнила Екатерина и о самом легендарном долгожителе среди мюзиклов, который, несмотря на все связанные с ним скандалы, провел на театральных подмостках Москвы уже больше четверти века:

– Конечно, я не могу не вспомнить о мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда», который долгожитель. Он идет на сцене Театра имени Моссовета уже более 25 лет! Я когда-то еще в 11 классе посмотрела его, и, конечно, была просто поражена: мотоциклы на сцене! Я даже представить себе не могла, что буду актрисой и буду играть Марию Магдалину в этом спектакле, – с восторгом произнесла Гусева.

В какой-то момент нашей беседы мимо прошел Сергей Ли и попытался увлечь за собой мою собеседницу, но на этот раз «Анна» не поддалась «Вронскому»: «Погоди, у нас интервью!».

Напоследок я осведомилась у Екатерины, в каких проектах она сейчас занята, помимо мюзиклов:

– Сейчас вышли две премьеры: это «Черная кошка» и «Тонкий лед» – тоже серьезные, большие и интересные работы, – серьезно заметила актриса. – У меня появился новый партнер – Костя Лавроненко, с которым я раньше не снималась, впервые встретилась с ним на съемочной площадке «Черной кошки». И Антон Сиверс, замечательный режиссер, с которым был проект «Вербное воскресенье» – сейчас тоже увиделись с ним. Ну и, конечно, «Тонкий лед»... Так много было сердца отдано, сил, такая сложная тема, как в «Анне Карениной» – замужняя женщина, которая полюбила. Мы вновь встретились с моим замечательным партнером Алексеем Гуськовым, и с Егором Бероевым играем уже в четвертой картине.

Как человек, знающий, что представляет собой актерская среда и как трудно одновременно совмещать несколько разных проектов, при этом находя время на общение с прессой и съемки на телевидении, я чуть было не выразила Екатерине свое сочувствие. Но вовремя осеклась: все-таки передо мной стоял профессионал своего дела.

– Я пытаюсь объединить эти три единства, которые во мне существуют: это театр, музыка и кино. Я не могу сделать выбор! Я стараюсь как-то в этом найти баланс, – сказала Гусева, и было видно, что скромность ее совершенно излишняя – она уже давно сумела найти в себе гармонию и силы отдаваться без остатка каждому проекту, каждому виду творчества.

Расставаться с Екатериной ужасно не хотелось, но я видела, как другие журналисты сверлят мой затылок недовольными взглядами: так задержала всеобщую любимицу! Сделав несколько шагов в сторону, я почти столкнулась с еще одним замечательным артистом – Игорем Балалаевым. «А вот и Каренин!» – мелькнула забавная мысль, и я рискнула подойти.

Балалаев всегда отличался удивительным сочетанием сдержанности и радушия, что заставляло «соблюдать приличия» (о, воистину не просто так вложили в уста Каренина этот текст!), но при этом раскрепощало и делало беседу обоюдоприятной. Однако и спустя годы не могу обращаться к нему иначе, как Игорь Владимирович.

[:image:]

Хотелось снова заговорить о «Карениной», но тут я вспомнила, что буквально вчера, то есть 4 декабря, в Санкт-Петербурге играли «Монте-Кристо», который приехал на несколько дней с гастролями. Счастливые петербуржцы восторженно рукоплескали мюзиклу, с которым так жаль было расставаться Москве.

– Питер хорошо нас принимал, – задумчиво произнес Балалаев. – Для нас это был, конечно, такой волнующий выезд, потому что все равно мы его некоторое время не играли, и декорация выездная – это тоже немножко сложно, приходилось как-то по-новому действовать в этих обстоятельствах. Но, в принципе, мы с этим проектом уже сроднились, больших проблем [выступление] не доставило, просто волнение было. В целом зрители хорошо принимали.

Но, как выяснилось, у самого актера не осталось времени ностальгировать ни по юному Эдмону, ни по мстительному Монте-Кристо:

– Сейчас уже выработалась «мышечная» привычка, расставаться легко. Потом уже тебя настигают воспоминания, но нет смысла горевать по ушедшему проекту. Если возникает такое сладкое ощущение, что хотелось бы еще – значит, хорошо, а если нет – ну и бог с ним! До «Монте-Кристо» я играл в «Кошках» старого, ветхого кота с трясущимися лапами, который умирает в процессе. В этом смысле у меня есть привычка менять маски. Хотя, конечно, молодые роли омолаживают – это проверено! – с улыбкой сказал Балалаев.

Нас прервал громкий голос ведущего: на сцену вышел Сергей Ли и объявил о начале праздника.

Все подтянулись ближе к центру зала, чтобы разглядеть происходящее на большом экране позади сцены. А там перед зрителями пронеслась целая история мюзикла в России: организаторы праздника смонтировали в один ролик отрывки из самых популярных постановок. Под аккомпанемент известных всем мелодий мелькали кадры из мюзиклов «Notre Dame de Paris», «Метро», «Ромео и Джульетта», «12 стульев», «Mamma Mia!», «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Призрак Оперы», «Поющие под дождем», «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Бал Вампиров» и других полюбившихся публике спектаклей. Ни одна ария не осталась без поддержки зала: заслышав родные мелодии, артисты начинали активно подпевать и танцевать. Самой популярной, как всегда, оказалась незабвенная композиция «Короли Ночной Вероны». Великолепное трио Александрин-Ли-Постоленко было тут как тут, и все взоры тут же обратились на Ромео, Меркуцио и Бенволио, которым привязчивый мотив за столько лет явно не надоел. Что уж говорить о пресловутой «Belle», которая могла набить оскомину где угодно, но только не здесь.

Здесь к каждой арии относились с особым трепетом и нежностью. Однако это не помешало артистам вдоволь посмеяться над собственными образами.

«Прости, Бродвей!» – так называлась концертная часть программы праздника в этом году. И очень скоро всем стало ясно, почему. «День мюзикла» уже который год славится своими актерскими капустниками, которые, как правило, получаются совершенно спонтанными. У артистов почти нет времени на подготовку, и в итоге уморительные импровизации они выдают практически на лету.

Когда ведущий вечера Сергей Ли пригласил за кулисы Екатерину Гусеву, Наталию Быстрову, Ивана Ожогина, Елену Бахтиярову, Анну Гученкову и нескольких других артистов, по их лицам все сразу поняли, что они этого не ожидали. Но верить в это стало труднее, когда через некоторое время актеры вернулись на сцену, полностью преобразившись.

Идея капустника была проста: на адрес организаторов «Дня мюзикла» якобы пришли письма из разных уголков России и соседних республик, в которых представители самых различных профессий и национальностей просили артистов исполнить их любимые арии. Но подвох был в том, что, скажем, первое письмо пришло не откуда-нибудь, а из Махачкалы…

Когда нежная Кристин Даэ в исполнении Бахтияровой появилась на сцене в легком черном платье в пол и стала петь знаменитую «The Phantom of the Opera» под аккомпанемент в стиле лезгинки, это еще можно было воспринимать адекватно. Но когда рядом с ней возник одетый в черкеску и папаху Ожогин, зал взорвался смехом и аплодисментами.

[:image:]

Бродвей бы, пожалуй, такого не простил, но номер вышел оригинальным и красивым.

Между тем письма поклонников становились все изощреннее. «По просьбам трудящихся» на сцену вышла Лика Рулла, одетая в кепку и спортивный костюм. Ручаюсь, что арию «All That Jazz» из мюзикла «Chicago» в таком виде еще никто не исполнял.

[:image:]

Устроив на сцене Shakti Terrace импровизированную «Грушинку», артисты разошлись не на шутку. Исполнившая арию «Русалочки» Наталия Быстрова покорила всех новыми гранями актерского таланта. Оказывается, актриса могла бы отлично справиться с ролью растамана. Тот факт, что торчавшие из-под растаманской шапочки «дреды» были сделаны из обрезков полиэтиленового пакета, добавлял образу шарма.

[:image:]

Зрители задыхались от смеха, но артисты не щадили публику: «Мистер Икс» в образе цыгана («Мне бы туда, где море коней…»), «Короли Ночной Вероны» под задорный мексиканский аккомпанемент, ария из «Красавицы и Чудовища» в исполнении ансамбля русской народной песни под руководством Анны Гученковой и, наконец, душераздирающая «Память» из мюзикла «Кошки» в стиле диско – все это заставляло наши рты не закрываться до самого последнего аккорда. Порой кто-то забывал слова или в танце натыкался на партнера, но, кажется, концерт по заявкам удался на славу.

[:image:]

Наконец концертная часть вечера подошла к концу, и началась долгожданная церемония награждения. Ни один «День мюзикла» не обходится без вручения собственной премии – «Любимый артист артистов» и «Любимая артистка артистов». Лучших актера и актрису выбирают коллеги: в течение всего мероприятия у каждого из них есть возможность проголосовать за любимого партнера по сцене. На протяжении предыдущих семи лет звание любимой артистки чаще всего доставалось Теоне Дольниковой, и лишь несколько раз она уступила Анне Гученковой и Валерии Ланской. А вот с любимым артистом все было еще проще: Игорь Балалаев ни разу не уступил свой приз никому из коллег.

[:image:]

Подсчет голосов не занял много времени, и вот под торжественную музыку ведущие объявили долгожданные имена лауреатов. Любимой артисткой артистов в этом году была признана Екатерина Гусева. Радость от первой победы в этой номинации для актрисы усилил и главный приз – iPhone 7 от компании Apple.

Казалось, Екатерина некоторое время не могла поверить в происходящее: во время благодарственной речи голос ее слегка дрожал.

Тем временем любимого артиста пришлось некоторое время разыскивать по всему ресторану. Судя по всему, Игорь Балалаев никак не ожидал, что и в восьмой раз премия вновь достанется ему. Однако так и случилось! Поднявшись на сцену, актер только мог развести руками: «Я не знаю, как это получается!»

– Мы видимся редко, но видимся мы всегда в счастливые моменты – когда мы заняты, когда мы востребованы, когда мы номинируемся. У нас есть возможность друг другу сказать: «Ты мне так нравишься, вот я за тебя голосовал!» Это такая форма признания в любви. Пусть у нас будет эта возможность! – со смущенной улыбкой пожелал лауреат всем собравшимся и, как счастливая невеста, бросил подаренный букет в толпу.

[:image:]

Так, слишком быстро и незаметно, этот волшебный вечер подошел к концу. Завершила его уже ставшая доброй традицией комическая вариация арии Фролло «Ты гибель моя» из «Notre Dame de Paris», исполненная Александром Постоленко. Эта шансон-версия как нельзя лучше подходит для массовых танцев в разгаре празднества, чем напоследок и занялись все присутствующие.

Приятно сознавать, что в следующем году на столике у входа в этот зал появится новая партия цветных значков, и на них будут написаны уже совсем новые названия. Какие? Мы скоро узнаем.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика