Элеонора Шашкова: Я играла жену Исаева, а не Штирлица

Sobesednik.ru разыскал актрису Элеонору Шашкову, запомнившуюся всей стране эпизодической ролью жены Штирлица-Исаева

Фото: Элеонора Шашкова // Андрей Струнин / «Собеседник»

Sobesednik.ru разыскал актрису Элеонору Шашкову, запомнившуюся всей стране эпизодической ролью жены Штирлица-Исаева.

Уже более сорока лет в народе ее называют женой Штирлица. И хотя на счету у Элеоноры Шашковой десятки ролей в театре и кино, от знаменитого «супруга» никуда не спрячешься.

В разведке с юности

Пятьдесят три года актриса работает в Театре имени Вахтангова. Правда, теперь выходит на сцену только в спектакле «Пристань». Новых ролей пока нет. Однако Элеонора Петровна не унывает.

– Надеюсь, скоро случится интересная работа в театре, – по секрету признается актриса. – Во всяком случае, подспудно готовлюсь к одной роли в спектакле по Островскому. Наверное, я все-таки героиня его пьес и еще, может быть, Чехова. Мне нравится играть женщин, которые способны на самопожертвование, на заботу о ком-то, понимающих мужчину.

– А это как-то схоже с вашим характером?

– Конечно, мы же в свои роли изначально вкладываем свою сущность, а уже потом формируем образ, отталкиваясь от того, как он выписан.

Первой знаковой киноролью в судьбе актрисы стала жена разведчика Тульева (Георгий Жженов) в фильме «Ошибка резидента». А позже были и продолжения: «Судьба резидента» и «Возвращение резидента». Как шутит сама актриса, с разведкой она связана еще с юности.

– Когда в Симферополе закончила десятый класс, решила поехать в Москву поступать в театральное училище, – рассказывает Элеонора Шашкова. – Но мой отец-пограничник отобрал у меня билеты и увез на Курилы. Там на острове Кунашир устроил делопроизводителем в отдел разведки штаба. Через меня проходила вся секретная переписка! Один раз даже стенографировала при допросе японского шпиона. Но актрисой я все-таки стала, несмотря на запрет папы.

По словам Элеоноры Петровны, в своих ролях она всегда пытается понять, почему героиня поступает так, а не иначе, даже старается оправдать ее. Например, в многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень» Шашкова играла Стешку, которая сбегает со свадьбы с председателем колхоза Захаром Большаковым к любимому Фролу. И так вжилась в образ, что зрители ее стали идентифицировать с героиней и в жизни.

– Помню, у нас была встреча со зрителями на часовом заводе, – смеется Элеонора Петровна. – Мы входим в конференц-зал: режиссеры Усков и Краснопольский, артисты Петр Вельяминов и Валерий Гатаев. Я иду последней. В зале сидят женщины в белых косынках, с окулярами на лбу – работницы завода. Идем по проходу к сцене. И слышу шепот за спиной: «Стерва идет, стерва!» Я расстроилась, даже к микрофону не хотела подходить. Но Краснопольский мне сказал: «Это же комплимент! Значит, сыграла убедительно!»

[:image:]

Спиной ко всему миру

Вера в свою героиню помогла Шашковой убедительно сыграть и в знаменитом эпизоде встречи Штирлица с женой в фильме «Семнадцать мгновений весны». Сцена, которая длится более пяти минут, претендовала на кинематографические рекорды: чтобы столько времени герои молчали в кадре!

– Ни я, ни режиссер Татьяна Лиознова даже не предполагали, что эпизод будет иметь такой успех, – вспоминает Элеонора Петровна. – Когда Татьяна Михайловна предложила роль, я сразу согласилась. Даже не знала, про что фильм, кого мне играть, но верила Лиозновой безгранично! «Завтра съемка», – объявила она. Спрашиваю: «А где же слова? Я за ночь выучу». Татьяна Михайловна отреагировала: «Ночью надо сладко спать!» Мне тогда было тридцать с лишним лет, Славочке Тихонову – ближе к пятидесяти, и для того, чтобы я была с ним равной по возрасту, меня решили «взрослить». Сделали короткую прическу, у меня же были волосы до плеч, надели строгий костюм. Утром я приехала на киностудию имени Горького, где была выстроена декорация кафе «Элефант». И узнала, что буду сниматься одна, без Тихонова, он впервые за полгода съемок в этот день получил выходной. Мне объяснили задачу: страдать, умирать от того, что давно мужа не видела, волноваться за него, ведь, возможно, это последняя встреча. Я обескуражена: «И куда же мне смотреть?» – «На уголок камеры». Помню, сильно расстроилась: как все это играть с железякой?! Не знаю, что было бы дальше, если бы в павильон не вошел Тихонов. Он не смог усидеть дома и приехал, чтобы посмотреть на свою «жену» и помочь мне. Кстати, именно Слава рассказал Лиозновой этот эпизод, который произошел в Испании с его другом-разведчиком. Правда, в той истории в кафе был еще ребенок, но режиссер решила от него отказаться, ей нужна была любовь двух людей. Мы со Славой познакомились, он сел рядом с камерой. Я, когда увидела глаза Тихонова – всё, сразу стала его «женой», сочувствовала, переживала, умирала. Когда же в другой день снимали Славу, то он попросил вызвать меня. Тут уже я сидела рядом с камерой и помогала ему.

После выхода фильма на экраны Элеонору Шашкову зритель еще долго не узнавал на улицах, ведь в жизни она выглядела намного моложе. И только после сорока лет в ней стали признавать ту самую. И сегодня люди окликают на улице: жена Штирлица идет.

– Да не играла я жену Штирлица, – улыбается актриса. – Я играла жену полковника Максима Максимовича Исаева.

Кстати, эта роль помешала Элеоноре Шашковой вступить в Союз кинематографистов. На заседании комиссии, когда посмотрели эпизод из этого фильма, одна известная актриса сказала: «Как можем принять ее, когда она с экрана не говорит ни слова!» И Шашковой отказали.

– Так расстроилась, что после этого неделю лежала спиной ко всему миру, – признается Элеонора Петровна. – Страшное дело – зависть. Сама я по природе совсем не завистливый человек, но в жизни часто сталкивалась с завистью ко мне.

Замуж больше не вышла

За несколько десятилетий, что прошли после «Семнадцати мгновений весны», Элеонора Шашкова снималась много. Но самым удачным из последнего считает фильм «Грехи наши», где сыграла отрицательную роль – женщину-мстительницу.

– Перед съемками я даже у батюшки благословения просила, – признается Шашкова. – Работать над характерными ролями интересно. Хотя… Помню, отказалась сыграть в фильме «Белый Бим Черное ухо» Вальку, помните, ту жуткую женщину, которая издевалась над собакой. Я побоялась, ведь дети камнями потом закидают.

Сегодня актриса выступает со своей концертной программой, которую придумала и поставила сама. Читает стихи, исполняет романсы, рассказывает зрителям о тех великих актерах, с кем ей удалось вместе играть на сцене и в кино.

С тех пор как в 1998 году умер супруг Элеоноры Петровны – сценарист и режиссер Валентин Селиванов, с которым она прожила больше двадцати лет, замуж больше не вышла.

– Я – однолюб, – признается Шашкова. – За мной много ухаживали потом, но предпочла остаться одна.

Актриса следит за собой: делает гимнастику, соблюдает диету. Очень любит принимать у себя в гостях дочь Антонину, внуков Давида и Георгия.

– Я никого не предала в своей жизни, не расталкивала локтями, чтобы добиться цели, – с гордостью говорит Элеонора Петровна. – Точно знаю: последний будет первым. Надежда всегда есть. Все равно что-то я еще сыграю, что-то еще сделаю.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика