Иосиф Райхельгауз: Ошибки страны вдалбливаются как победы

Sobesednik.ru поговорил с худруком «Школа современной пьесы» И­осифом Райхельгаузом о театре и телевидении

Фото: Иосиф Райхельгауз // Global Look Press

Sobesednik.ru поговорил с худруком «Школа современной пьесы» И­осифом Райхельгаузом о театре и телевидении.

Для театра «Школа современной пьесы» завершившийся 27-й сезон был трудным: сняли с репертуара резонансный спектакль, расстались с ведущим артистом, похоронили легендарного Альберта Филозова.

Волочкову на сцене сменит Хакамада?

– Иосиф Леонидович, вы нам совсем недавно так восхищенно рассказывали, что восстанавливаете свой давний спектакль «Пришел мужчина к женщине» с Анастасией Волочковой и Саидом Баговым. Но прошло два показа – и он исчез из афиши. Что случилось?

– Саид Багов – мой ученик. Очень интересный, талантливый артист. Но чем дальше, тем больше ему стало казаться, что он и есть театр. Мол, в нем сосредоточены все профессии: хорошо понимает в режиссуре, в сценографии, в музыке, в поэзии, в драматургии… Я знаю подобные случаи, таким людям не нравится все, что вокруг. В результате сами они ничего не делают.

Когда репетировал спектакль, я ориентировался на тот, первый, в котором когда-то играли Любовь Полищук и Альберт Филозов. Та постановка была очень хорошая, ее любили зрители. Этот спектакль уже попал в театральные учебники. Во время репетиций Саид стал говорить, мол, пьеса плохая, она устарела. Сам начал сокращать, переделывать текст. И по этому пути, к огромнейшему сожалению, пошла и Настя Волочкова. Она талантливый человек, но драматически неграмотна. Ее героиня – Дина Федоровна – по пьесе женщина скромная. Настя же этого не понимает, она живет где-то в своем замке. Каждый день выставляет в интернете фотки из четвертой спальни, из третьей сауны, из шестого туалета. И вот она мне говорит: «Я не могу жить в такой некрасивой квартире». Имеет в виду декорации нашего спектакля. Потребовала изменить сценографию, костюмы…

– Вы уступали?

– Поначалу, конечно. Но в какой-то момент понял, что я – не золотая рыбка, чтобы постоянно исполнять желания. После премьерных показов сказал, что в таком виде спектакль идти не может. Или переделываем, или… С Баговым и Волочковой мы расстались.

[:image:]

– В театральном закулисье говорят, что у них отношения и Волочкова увела Багова.

– Что значит «увела»?! А куда? Странный разговор. У нее театр свой?! Сплетни меня не интересуют.

– Видите этот спектакль с другими артистами?

– Может быть. Мне кажется, там должна быть ОЧЕНЬ интересная женщина. Боюсь фамилии называть… Ксения Собчак, например, или Ирина Хакамада. Нужна мощная женщина, готовая прожить судьбу.

– Странно, что вы не назвали фамилии театральных актрис.

– Это чтобы не обижать кого-то. Но, если честно, я люблю работать с непрофессиональными актерами. У нас до сих пор играет известный энергетик, технический директор РАО «ЕЭС России» Борис Вайнзихер. В свое время играли журналисты – Фекла Толстая и Андрей Максимов. Много лет сотрудничает с театром Саша Гордон. Играет телеведущая Таня Веденеева. Так что я очень люблю не артистов, но близких, гуманитариев. Кстати, в новом сезоне у нас будет впервые играть главную роль в спектакле «Пока наливается пиво» драматург Евгений Гришковец. Очень интересно!

Роль Филозова играю сам

– Недавно ушел из жизни Альберт Филозов, с которым вы работали все годы, что существует ваш театр. Кто-то его заменит или снимете постановки с репертуара?

– Нет, снимать ничего не будем. Например, в спектакле «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» я сам уже играю роль Филозова. Конечно, совсем по-другому, нежели Альберт Леонидович. В спектакле «Дом» – великий Алексей Петренко. Когда-то он играл в нашем театре и вот снова вернулся. Очень рад этому. А в спектакле «Последний ацтек» (по пьесе Виктора Шендеровича) вместо Филозова выйдет Леонид Якубович. В сентябре сыграем с ним премьеру.

[:image:]

– Это правда, что в «Последнем ацтеке» в пару к Татьяне Веденеевой вы рассматривали кандидатуру Александра Ширвиндта?

– Действительно. Очень люблю этого артиста. Но я тороплюсь. Ширвиндт не говорил «да» или «нет». Я только слышал: «Очень интересно, давай. Придет время, пройдет лето, тогда…» А у меня в это время проходит жизнь. И она совсем почти прошла.

– Когда проезжаешь мимо погоревшего здания «Школы современной пьесы» на Трубной площади, невольно задаешься вопросом: когда же отремонтируют? Что-то и не видно, чтобы работы велись. А ведь прошло уже несколько лет.

– Идут плановые работы, которые соответствуют срокам. Но столько согласований, бюрократии! Меня это по-человечески абсолютно не устраивает. Я не понимаю, зачем такая орда чиновников друг с другом согласовывает многие вопросы! И это явно не идет на пользу делу. Но приходится подчиняться. Я госслужащий. Ремонт еще не начался.

Жириновский просит найти работу

– Вы выпускаете книжки, учите студентов, руководите театром. А еще часто вас вижу в телевизионных политических ток-шоу. Зачем вы туда ходите?

– Иногда хочется прокричать что-то, в чем ты совершенно уверен и убежден. Например, то, что сегодня наша великая, любимая страна совершает некую историческую ошибку. И она благодаря нашим основным телевизионным каналам вдалбливается в голову, как победа. Ошибка в том, что мы ссоримся со всем миром, а надо дружить и жить в согласии. Вот хочется об этом прокричать.

[:image:]

– Из-за ваших взглядов с кем-то пришлось прекратить дружбу, работу?

– У нас возникло целое сообщество мракобесов, в которое входят, к сожалению, некоторые мои коллеги, недавние сотрудники, приятели. Ну, когда стоит напротив меня мракобес Дмитрий Куликов, которому кажется, что на этом «патриотизме» он делает себе карьеру, я не могу смолчать! Однажды даже чуть не сорвался на него, с трудом сдержал кулаки.

Помню, был на передаче «Поединок», где моим оппонентом выступал писатель Александр Проханов. С ним у меня прямо противоположные взгляды. Но тем не менее мы интересно общаемся. То же самое касается Владимира Жириновского. Много спорим на телевидении, но в нашем театре он играл в спектакле. И сейчас просит найти хорошую роль. Так что разное бывает общение.

– А в вашем театре политические дебаты среди сотрудников бывают?

– Крайне редко. К счастью, театр – это во многом союз единомышленников.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика