Выставка Айвазовского: ждёт ли Третьяковку девятый вал?

Выставка Айвазовского, начавшаяся в Третьяковке, несмотря на середину лета, вызвала большой ажиотаж, узнал Sobesednik.ru

Фото: На выставку Айвазовского в Третьяковку не смогут попасть все желающие // Дмитрий Коробейников

Выставка Айвазовского, начавшаяся в Третьяковке, несмотря на середину лета, вызвала большой ажиотаж, узнал Sobesednik.ru.

По-другому и быть не могло: на знаковые проекты в главные музеи страны ходить стало модно.

Попасть

Очереди в Третьяковку, Пушкинский, Эрмитаж – давно уже не сенсация. Но сломанная на Серове дверь галереи в некотором смысле стала символом. На месте Третьяковки лично я бы отправил ее на центральное место в экспозиции современного искусства. Тем более что галерея не чурается адекватных способов раскрутки – например через элегантный проморолик, в котором, однако, использован элемент провокации: пожилой актер сыграл… умирающего Айвазовского. Высокое искусство стало (пусть и в небольшой степени) шоубизнесом, и это гораздо лучше, чем музеи, в которых царствуют синие чулки, на фоне низкопробного фанерного шоу-бизнеса для масс.

Очередей в Третьяковке почти нет. В первый день работы выставки только с утра был небольшой хвостик на улице – всего человек сто, сущая мелочь. Объясняется просто: попасть на Айвазовского, просто отстояв живую очередь, теперь нельзя. Точнее, можно чисто теоретически. Билеты продают на сайте галереи и в кассах на определенный день и определенное время: к маринисту запускают по сеансам каждые полчаса по 250 человек. Шансы, что билеты на сеанс не будут раскуплены в предварительной продаже и вы попадете в Третьяковку прямо с улицы, стремятся к нулю так же отчаянно, как терпящие бедствие корабли к скалам на картинах-катастрофах Ивана Константиновича.

Среди тех, кто пытался попасть на выставку в первый день ее работы – Евгений, размахивавший перед кассами пенсионным удостоверением. Узнав, что я журналист, Евгений без обиняков изрек:

– А, вот кто во всем виноват! В интернете было написано, что будут продавать и так, и эдак. Второй день прихожу сюда, но вчера билетов в кассе еще не было. А сегодня даже на завтра и послезавтра уже нет.

Евгений – завсегдатай не только Третьяковки, но и многих музеев, например в Италии – говорит, что в Европе уже сталкивался с подобной системой предварительной продажи. На вопрос, хороша ли эта идея для России, ответил философски:

– В идее коммунизма тоже ничего плохого не было, но ее испоганили.

То, что в пятницу на Крымском Валу не было ни одного билетного спекулянта, удивило. Но то ли еще будет…

Между тем из реального ажиотаж вокруг хитовых выставок превращается в виртуальный: в пятницу утром было раскуплено 5 тысяч билетов, и сайт рухнул от наплыва посетителей. После этого руководство галереи решило продавать билеты не на месяц вперед, а на две недели. Утром в понедельник их можно было купить не ранее чем на четверг, причем только на сеансы с 15:00 до 16:00. Зато с ближайшими выходными – 6 и 7 августа – никаких проблем в понедельник не было.

[:image:]

– Мы стараемся избежать очередей и сознательно ограничили количество посетителей до 4–5 тысяч в день, – пояснила директор Третьяковки Зельфира Трегулова. – Выставку смогут посмотреть 300 тысяч человек, в отличие от 480 тысяч, которые посмотрели Серова. За рекордами мы не гонимся. Но думаем, что отталкивать друг друга – неправильно.

Посмотреть

На самой выставке царят настроения столь же разные, как на картинах мариниста. Главный хит – «Девятый вал», привезенный из Русского музея (кстати, туда собрание переместится в декабре). Рядом с картиной ловлю зав. отделом живописи XVIII – XIX веков петербургского музея Григория Голдовского:

– А рамка родная? Из Питера привезли?

– Эта рамка всем рамкам рамка! Ее сам Айвазовский к своей картине заказывал!

Начинается же выставка с «Радуги» – полотна, на котором и буря, и свет, что, по мнению устроителей, наиболее полно отражает творчество художника. «Волна» пользуется бешеной популярностью у любителей селфи. У задней стены из Казани, Ярославля, Самары собраны лунные пейзажи. «Гибель корабля «Лефорт» – одна из немногих аллегорий. Но фаворитом организаторы считают картину «Черное море», где, кроме моря, ничего нет. В Третьяковке предлагают увидеть там одновременно минимализм и глубокую метафизику, бесконечность. Впрочем, около «Черного моря» посетителей как раз мало.

– Да, Айвазовский и философ, и мыслитель, – говорит Зельфира Трегулова. – Перед выставкой были споры: что мы хотим показать? В поисковике наберешь его фамилию – выскочит какая-нибудь сумма на аукционе. Мы не собираемся ретушировать тот факт, что он написал шесть тысяч работ, но хотели бы побороться с предвзятым мнением о нем.

Побывав на вернисаже, можно многое понять о закулисных отношениях музейщиков. Например, представители того же Русского музея проявляют определенный снобизм в отношении Феодосийской галереи и в разговорах с московскими коллегами могут сказать что-то вроде: «Да чем Феодосия может удивить? У нас такого добра…»

Однако без картин из Феодосии, где Айвазовский прожил 54 года, обойтись было нельзя. Правда, в кулуарах говорили, что получить оттуда работы было трудно. Крымских музейщиков подкупили тем, что взяли несколько работ на реставрацию за счет Третьяковки. С Феодосией возник и политический вопрос: на Украине вывоз картин из Крыма в Москву вызвал понятное недовольство. Зельфира Трегулова на это отвечает политкорректно: «С Феодосийской галереей работаем так же, как с любым музеем мира, по окончании выставки картины будут возвращены по месту постоянного экспонирования».

Для тех, кто собирается

  • Выставка работает в четверг, пятницу и субботу с 10:00 до 21:00 (последний сеанс с 19:30, касса до 20:00), во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00 (последний сеанс с 16:30, касса до 17:00).
  • Стоимость посещения для взрослых без льгот – 400 рублей.
  • Тем, кто купил билеты онлайн, в галерею можно проходить непосредственно по распечаткам из интернета (с них считывается штрихкод).
  • Запуск по сеансам не означает, что в галерее можно провести только 30 минут. Выгонять посетителей до закрытия не будут, но просят не находиться в зале по несколько часов.
  • Не забудьте, что Айвазовский выставлен не в главном здании в Лаврушинском переулке, а на Крымском Валу, 10.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика