"Курьер" Федор Дунаевский: Меня ждут забвение и нищета

Режиссер и актеры культового фильма «Курьер» поделились с Sobesednik.ru своими воспоминаниями о работе в этой киноленте

Фото: Федор Дунаевский // Кадр из фильма «Курьер» (Киностудия «Мосфильм»)

Режиссер и актеры культового фильма «Курьер» поделились с Sobesednik.ru своими воспоминаниями о работе в этой киноленте.

30 лет назад, в 1986 году, на экраны страны вышел фильм «Курьер». В премьерный год показа его посмотрели 32 миллиона человек. История любви подростка из небогатой семьи, остро переживающего развод родителей, к профессорской дочери захватила весь СССР и стала символом перестройки. Спустя годы мы узнали, почему не удалось снять продолжение легендарной картины. Как актер Владимир Смирнов, мечтавший в фильме купить пальто, стал милицейским стукачом, занимался рэкетом и погиб под колесами трактора? А исполнитель роли отца главного героя Андрей Вертоградов умер, не найдя денег на операцию, которая могла бы спасти ему жизнь...

В 1982 году в журнале «Юность» напечатали повесть «Курьер» Карена Шахназарова.

– Она стала очень популярна среди народа, мне приходило много писем. В то время не очень складывалась работа в кино, и в общем-то успех «Курьера» меня как-то морально поддержал, – рассказал в интервью нашему изданию народный артист России Карен Шахназаров.

Однако сам режиссер не хотел снимать фильм по своему произведению.

Этой идеей загорелся Андрей Эшпай.

– Он пришел ко мне и попросил написать сценарий по повести Шахназарова, – вспоминает сценарист «Курьера» Александр Бородянский. – Написал примерно за месяц. Эшпай отнес его на киностудию им. Горького, но там не позволили снимать фильм, посчитав его антисоветским. А когда началась перестройка, сценарий попал к Шахназарову, и на «Мосфильме» ему разрешили снять эту картину.

В 1985 году в Москве начались съемки. Режиссер и сценарист долго не могли определиться, кто будет играть главные роли подростков. Пробовали даже Игоря Верника, Дмитрия Певцова, Алёну Хмельницкую и других. Но в итоге Шахназаров остановился на Федоре Дунаевском и Анастасии Немоляевой.

– Настя вообще не хотела сниматься в кино. Были пробы сначала претендентов на главную мужскую роль, не было девочки, чтобы им подыграть. Я попросил оператора фильма Николая Немоляева позвать его 17-летнюю дочку, они жили через дорогу от «Мосфильма». Настя пришла, подыграла, в итоге мальчики мне не понравились, а от нее я был в восторге. Мы ее уговорили сниматься, – раскрывает закулисье Карен Георгиевич. – Потом она предложила мне своего одноклассника попробовать на роль Вани Мирошникова. Федя в то время учился в медучилище, работал санитаром в морге (кстати, его родители, как и у курьера, были в разводе. – Авт.). Так он попал в картину.

– Дунаевский что в фильме парень со сложным характером, что в жизни. Его не любили костюмеры, мол, шея у него грязная, – говорит сценарист Бородянский. – Он мне жаловался:

«Ну я же моюсь! Почему они так говорят!» После съемок мы собирались у меня дома, Федя оставался ночевать. Видел я его несколько лет назад и изумился, он стал таким толстым, а Федька быстро нашелся: «А вы на себя посмотрите!» Он за словом в карман не полезет. Но я не обижаюсь, конечно, зная его.

[:image:]

На роль мамы курьера не рассматривали никого, кроме Инны Чуриковой.

– В то время она снималась исключительно в фильмах своего мужа Панфилова. Я поехал к ней со сценарием, она согласилась сняться у меня, – дополняет Шахназаров. – На роль Семена Кузнецова, профессора, отца Кати, я сначала приглашал Олега Павловича Табакова, приезжал к нему в театр, он посмотрел сценарий, сказал, мол, не знаю, подумаю. Но в итоге так и не дал никакого ответа. Но в «Курьере» эту роль прекрасно сыграл Олег Басилашвили.

На съемки фильма приезжал сам Борис Ельцин.

– В то время он был по нынешним меркам мэром Москвы. Решил приехать тогда, когда мы уже отсняли большую часть и у нас был простой, – продолжает Карен Георгиевич. – Пришлось делать «потемкинскую деревню». Позвал актеров, операторов, делали вид, будто что-то снимаем. Он осмотрел павильоны «Мосфильма», где все это происходило, и сказал: «Жизненно». Мы с ним сфотографировались, и он уехал.

На Международном кинофестивале в Москве в 1987 году лента получила специальный приз и была особо отмечена всеми членами жюри. А спустя год композитор картины Эдуард Артемьев, оператор Николай Немоляев, режиссер Шахназаров и сценарист Бородянский получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

– Мы отдали эти деньги в детский дом, – признались нам сценарист и режиссер.

Кинокарьера исполнителей главных ролей, вопреки всем ожиданиям и пророчествам критиков, не сложилась, хотя они окончили самые престижные театральные вузы страны: Федор Дунаевский – ВГИК, а Анастасия Немоляева – ГИТИС. Сейчас 47-летняя Настя занимается дизайном интерьеров, у нее собственная студия, а еще она – мама троих детей. После выхода «Курьера» стала кумиром молодежи, поклонники дежурили под ее окнами. После работы с Шахназаровым ее пригласил Петр Тодоровский в «Интердевочку», где она сыграла Ляльку, подругу героини Елены Яковлевой. Потом были у Немоляевой еще несколько главных ролей в мелодрамах, но они так и не стали знаковыми. Последние 5 лет она вообще не снимается в кино. Дунаевский после съемок получил главную роль в картине «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова. После этого он переехал в Израиль, сейчас живет на три страны, у него еще есть жилье в России и Италии.

– Последние годы я чаще бываю в Москве, сюда перевез жену и детей (у актера четверо детей: старший 23-летний Арсений учится в Риме на юриста, 21-летняя Александра учится в Москве на факультете религиоведения, 9-летний Степан в 4-м классе, он уже играет на виолончели, младшей дочке Нине два года. – Авт.). В России я представляю интересы итальянских фермеров – производителей различной продукции: вина, сыра и другого. Снялся в сериале «Казаки» для телеканала НТВ в эпизодической роли. Больше пока предложений нет.

Друга курьера Ивана, Колю Базина, в картине сыграл подросток Володя Смирнов.

– Мы его нашли в комнате милиции в районе «Мосфильма». Он там состоял на учете. А нам как раз нужен был такой персонаж, – дополняет Александр Бородянский, автор сценариев не только «Курьера», но и знаменитых картин – «Ворошиловский стрелок», «Зимний вечер в Гаграх», «Дамы приглашают кавалеров», «Город Зеро».

– О чем ты мечтаешь? – спрашивал в фильме Базина курьер Иван Мирошников.

– Пальто купить, зима на носу, а мне ходить не в чем.

– На вот тебе пальто! Оно мне все равно не нужно, скоро в армию идти. А ты носи его и мечтай о великом.

Судьба Владимира Смирнова сложилась трагически. Он погиб в 90-х годах.

[:image:]

– Он был не очень хорошим человеком, занимался криминалом, у него была кличка Боба, – характеризует Смирнова сын сценариста «Курьера» Денис Бородянский, который рос с ним в одном столичном дворе. – Он занимался рэкетом. У мужа нашей соседки угнали автомобиль, Володя пришел к ней и сказал, что за деньги готов уладить вопрос. Муж обратился в милицию, записал разговор, Смирнова взяли с поличным и через час отпустили. Он был милицейским стукачом. Погиб трагически: поехал вместе с другом по кличке Коля-деревня кататься на машине, был подвыпивший. Их автомобиль врезался в трактор. Боба погиб на месте, а Коля остался инвалидом на всю жизнь. Слышал, что он чуть ли не в овощ превратился.

Исполнитель роли Федора Мирошникова, инженера-строителя, отца курьера, умирал в 63 года от адских болей в спине, не найдя денег на спасительную операцию. Мы разыскали вдову заслуженного артиста России Андрея Вертоградова и узнали о последних днях жизни актера.

– В годы учебы во ВГИКе во время урока верховой езды Андрей упал с лошади и сильно ударился спиной, получил перелом позвоночника, – рассказала нам Елена. – С тех пор у него часто болела спина. С возрастом боли усиливались. За год до смерти его частично парализовало, отказала правая сторона, Андрюша очень тяжело умирал, мне до сих пор больно об этом говорить. Понимала, что муж умирает, но ничего сделать не могла. Я сама инвалид, богато мы никогда не жили, денег на дорогостоящую операцию, которая могла бы его спасти, не было. Никакие актерские союзы, ни его родной Театр киноактера, в котором он много лет служил, – никто не помог. Мы остались наедине со своей бедой. Но еще нужно было знать Андрея – он не умел ничего просить, а я не могла что-то делать за его спиной. После его смерти я два года лежала в лёжку, а сейчас поставила себя на ноги, надо же дальше жить. Выхожу из дома, гуляю, серьезно занимаюсь своим здоровьем.

– После съемок мы не общались с Вертоградовым, – признался Федор. – Но я слышал, что он умер в нищете, как и многие другие советские актеры. Но нищета и забвение ждут и меня, и других артистов...

[:image:]

Несмотря на то, что некоторых героев картины уже нет в живых, Дунаевский хотел снять продолжение как режиссер.

– Приходил он ко мне со своим сценарием! Сначала показал его Карену, ему не понравилось, тот его ко мне и отправил, – сетует Бородянский. – Мне неинтересно снимать продолжение, не вижу смысла показывать людям, как изменился, потолстел курьер. Это никому не интересно.

– Хочет – пусть снимает, – не возражает Шахназаров.

– Карен Георгиевич мне все зарубил: не дал своего согласия, права на «Курьера» принадлежат ему, – раздосадован Дунаевский. – Это он так говорит: мол, снимай, а когда доходит до дела, включает заднюю. Но уже прошло больше 25 лет после съемок фильма, поэтому по закону я могу за копейки купить эти права. Если найдется продюсер, который вложится в это дело, то, возможно, и сниму продолжение фильма.

Как бы то ни было, а успех «Курьера» повторить будет непросто.

– Мне очень приятно, что картина и сегодня находит отклик у молодого поколения. Недавно давал интервью одному телеканалу, и юная журналистка призналась, что «Курьер» – ее любимый фильм, – гордится Шахназаров.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика