Без государева ока. ММКФ-2016 показал, зачем России железная рука

Для тех, кто еще не понял, зачем в России нужна твердая рука, первые дни 38-го ММКФ стали живой иллюстрацией

Фото: Накануне Московского кинофестиваля Никита Михалков заболел воспалением лёгких // Global Look Press

Для тех, кто еще не понял, зачем в России нужна твердая рука, первые дни 38-го ММКФ стали живой иллюстрацией.

Планово перехватило

Никита Сергеевич неожиданно, но при этом «планово» (как было объявлено со сцены) заболел воспалением легких (диагноз стал известен позже), и мыши тут же пустились в пляс. С самого начала все пошло не так: вместо четы Михалковых почетную миссию встречать гостей красной дорожки предоставили «главному по кино» российского Минкульта Вячеславу Тельнову и гендиректору ММКФ Наталье Семиной. Разочарованные звезды, не видя в фарватере главный маяк, обходили уважаемых чиновников стороной. Скорее всего просто не знали, кто это.

[:image:]

Татьяна Михалкова в это время скромно стояла под лестницей, отчитывая молодую девушку из числа организаторов. Нужно было срочно встретить министра культуры Мединского и мэра Собянина, призванных заменить отсутствие ее мужа. Отдав нужные распоряжения, супруга Н. С. сама пошла на красную дорожку, где звезд потрошили перед металлоискателем. Хотя обычно чета снисходила к киносообществу сверху, из зала «Россия» (он же «Пушкинский»). На вопрос, что с мужем, Татьяна Евгеньевна виновато улыбнулась и ответила: «Прихватило».

[:image:]

– Мы рады, что уже более 18 лет фестиваль возглавляет Никита Сергеевич Михалков, – чеканил речь старый сокол Владимир Жириновский, прибывший на церемонию раньше других.

Тут же программный директор ММКФ Кирилл Разлогов пытался в сотый раз описать мощнейшую программу фестиваля в рамках блицинтервью за 30 секунд:

– Фэнтези сейчас в моде. А еще я наконец сделал программу «Кино арабского Востока». Самые интересные вещи в искусстве и политике происходят сейчас там.

Звезды проходили по дорожке, но на этот раз позволяли себе больше обычного. Против обыкновения никто их в зал не загонял. Когда же представительницы иностранных делегаций стали… ложиться на ковер, чтобы сделать селфи, динозавры столичной светской фотожурналистики лишь мрачно вздыхали. На их лицах читалось что-то вроде «А вот при Сталине такого не было».

Шпица в колёса

Приезд Мединского и Собянина порядка в фестивальные дела не добавил. Передо мной в фойе стояли Светлана Ходченкова, Юлия Ауг и еще несколько задержавшихся на дорожке актрис, которых… не пускали в зал по их пригласительным.

[:image:]

– У вас во сколько начало написано? – отчитывал звезд молодой секьюрити. После церемонии радостная Ауг призналась, что в зал их все-таки в итоге пустили.

На церемонии не хватало ни драматургии, ни пафоса. Собянин был больше сконцентрирован на том, чтобы попиарить среди кинематографистов свой грант «для тех, кто будет снимать о Москве, создавать образ Москвы».

Главным человеком в тот день стал режиссер Сергей Соловьев. Его фильмом «Ке-ды» открылся фестиваль, но церемония открытия получилась настолько смазанной, что больше походила на представление его фильма. Соловьеву, кстати, вручили награду «За выдающийся вклад в мировой кинематограф». Именно так – «кстати» и вручили. Да, похлопали. Да, выразили респект. А ведущая Катерина Шпица так и вовсе не дала мастеру слово, чеканя заученный текст и завершая церемонию, пока лауреат серебряного «Святого Георгия» стоял у микрофона.

[:image:]

– Спасибо за добрые слова, – все, что мог выдавить из себя после такого Сергей Александрович.

Вторую награду «За вклад в мировой кинематограф» вручили в субботу британскому режиссеру Стивену Фрирзу в совсем уж полевой обстановке: Кирилл Разлогов в маленьком зальчике в присутствии нескольких десятков человек молвил, что выполняет функции Михалкова.

Фильм «Ке-ды» у Соловьева получился странным. Бомонд не массово, но все-таки покидал зал. Тот случай, когда кино снимается для своего кинокруга, способного оценить в чистом виде киноприемы, но не изя-щество сюжетных линий и образов.

Геи и коммунисты

Где всем было хорошо, так это на белой вечеринке Hollywood Reporter в пятницу. По просьбе организаторов актерский цех пришел во всем белом, и тот факт, что ближайшие улицы были перекрыты из-за выпускных вечеров, кажется, никак не повлиял на посещаемость. Валерия Гай Германика (обычно предпочитающая «черные» вечеринки), Настасья Самбурская, Эвелина Хромченко, Андрей Гайдулян, Ольга Кабо, та же вездесущая Шпица, Екатерина Гусева, и даже певицу Нюшу занесла сюда нелегкая… Отсутствие Никиты Сергеевича никак не помешало вручить молодым актерам Агне Грудите и Сергею Романовичу спецпризы.

Что касается кино, тренды, представленные на первых днях ММКФ, показались абсолютно разнонаправленными. С одной стороны, противопоставление Востока Западу с явным акцентом на силу первого. Или, скажем, попадание в конкурс резонансного итальянского фильма «Козни» о судьбе режиссера-коммуниста Пьера Паоло Пазолини – вполне очевидная фига Западу, не слишком гостеприимному для подобных тем. С другой – неожиданное появление гей-темы, которая активно педалируется западным кинематографом и не менее активно отторгается нашей элитой.

[:image:]

В том, что после полуночи на фестивале можно посмотреть фильмы «для очень взрослых», секрета нет, но когда в полпервого ночи стартует почти никак не обозначенный в программе гей-порнофильм, может возникнуть вопрос: неужели это тоже оттого, что Никита Сергеевич заболел? При всей сомнительности контента, это работает на имидж Московского кинофестиваля и означает, что он готов быть бунтарским по отношению не только к внешним трендам, но и к внутренним. Прошлогодняя тронная речь Михалкова давала понять, что ММКФ не прочь вместе с партией и правительством построить железный занавес. А теперь – нате вам совокупления бородатых мужчин. В принципе занавесы – вещь неплохая. Но хорошо бы создавать их ровно такого размера, чтобы прикрыть срамные места. Не больше.

[:wsame:] [:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика