Актерский полк: как будущие кинозвезды пережили войну

Накануне Дня Победы 9 мая Sobesednik.ru поговорил со знаменитыми советскими актерами о их тяжелом военном детстве

Фото: Юный Баталов выступал в палатах с ранеными // Russian Look / Global Look Press

Накануне Дня Победы 9 мая Sobesednik.ru поговорил со знаменитыми советскими актерами о их тяжелом военном детстве.

Знаменитые актеры в канун 71-летия Дня Победы вспомнили о том, как их детство искалечили жестокие годы войны советского народа с фашистской Германией...

Алексей Баталов: «Застал правление грузинского бандита»

Народный артист СССР, знаменитый Гоша из фильма «Москва слезам не верит», Алексей Баталов застал все тяготы войны.

– Когда началась война, в 1941-м, отец ушел на фронт, а мы с мамой и братьями Мишей и Борей уехали в эвакуацию в татарский город Бугульму, – вспоминает 87-летний актер. – Там я, 13-летний московский мальчик, впервые почувствовал настоящую жизнь. Мы жили в деревенском доме, где была корова. Мама все время твердила: «Главное – не потревожьте соседей». Мы, мальчишки, старались не шуметь, играть тихо. Нас с самого детства приучали соблюдать порядок окружающего мира, не губить природу, не мешать другим людям.

Мать Алексея Баталова, актриса Нина Ольшевская, устраивала представления для больных в госпитале. Она собрала группу местных талантливых ребят, куда вошел и юный Баталов.

– Мое первое выступление было именно в госпитале. Позже я сотни раз выходил на сцену, но все это ерунда по сравнению с тем, когда выступаешь в палате в метре от больных, стараешься их развеселить, сделать так, чтобы они радовались жизни. Моя театральная жизнь началась в той же Бугульме. В местном театре я, 14-летний мальчишка, открывал занавес перед спектаклями и расставлял по зрительному залу керосиновые лампы, электричества не было.

[:image:]

Застал я и время правления этого грузинского бандита, который затянул своим поясом всю страну. Но, несмотря ни на что, Бог дал мне долгую, насыщенную жизнь, я ему за это крайне признателен.

Инна Выходцева: «В столовой облизывала тарелки»

Когда началась Великая Отечественная война, Инне Выходцевой было 7 лет, ее детство прошло в небольшом городе Краснодоне в Луганской области.

– В июле 1942 года наш город оккупировали немцы, советские войска отступили. Во время отступления один из солдат подбежал ко мне и крикнул: «Девочка, дай скорее воды». Я помчалась к маме, набрала ему полведра, часть он выпил, а остальное вылил на себя и сказал: «Уезжайте отсюда как можно быстрее! Немцы идут!» Меня и маму со всеми нашими шахтерами отправили в эвакуацию в Кемеровскую область, в Прокопьевск. Отец, взорвав шахту, ушел в действующую армию, – вспоминает заслуженная артистка России. – Мы ехали в эвакуацию в теплушках. По пути нас ограбили бандеровцы. Приехали в Прокопьевск без еды, одежды. Нас там встретили очень тепло, расселили к местным жителям. Мама устроилась в столовую. Помню, приходила к ней на работу и облизывала тарелки, доедала остатки еды.

[:image:]

В 1943 году моего папу по указу Сталина отозвали с фронта для восстановления шахт. К тому времени Краснодон освободили от фашистов. До войны папа был начальником шахты №1-бис, в шурф которой сбросили тела молодых ребят – казненных членов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» (позже на основе этой истории был написан роман и режиссер Сергей Герасимов снял одноименный фильм. – Авт.). Мы вернулись из эвакуации в Краснодон. От нашей квартиры ничего не осталось, жили у знакомых шахтеров. Через некоторое время переехали в Московскую область, туда папу перевели по работе, там я окончила с медалью школу и поступила во ВГИК, где обрела счастливую семейную жизнь на долгие годы с выдающимся актером Львом Поляковым (исполнитель главной роли в сериале «Тени исчезают в полдень» умер в 2001 году. – Авт.).

Василий Лановой едва не подорвался на мине

Исполнитель главной роли в фильме «Офицеры», 82-летний народный артист СССР Василий Лановой в своей книге «Летят за днями дни» подробно описал свои воспоминания.

– Войну я встретил семилетним мальчишкой. Она тяжелым катком прошла по трем годам моей жизни. Случилось это на Украине, в Одесской области, куда я был отправлен на лето к родителям отца вместе с двумя сестрами за несколько дней до начала войны. На станцию Абамеликово мы приехали утром 23 июня. Встречал нас дедушка. И едва мы сошли с поезда, сказал, что началась война. Я, естественно, не очень-то представлял себе, что это такое, но по общей тревоге, волнению понял, что произошло что-то ужасное. Слышались уже разрывы бомб.

Мать с отцом должны были приехать через неделю, но судьба распорядилась по-иному. Война разлучила нас почти на три года оккупации, когда ни родители, ни мы не знали ничего друг о друге. Нам было нелегко без родителей, но сейчас, сам имея двух сыновей, понимаю, какое это было испытание для них, разлученных с детьми.

В Москву мои родители переехали в 1931 году – в голодный неурожайный год на Украине. Тогда-то отец и решил податься в столицу, устроился на химический завод, а позже переехала и мама (после работы на заводе родители актера стали инвалидами. – Авт.). Здесь родилась старшая сестра, а в 1934 году появилось его высочество – Василий Семенович Лановой.

[:image:]

На моих глазах, когда я был у дедушки с бабушкой, от снаряда погибли двое мальчишек, пасших скот. И сам я чудом спасся… Меня, как младшего, они послали завернуть отбившуюся от стада корову, а сами занялись с найденным тут же немецким снарядом. Я уже возвращался к ним, гоня впереди себя корову, когда услышал страшный взрыв. Волной меня бросило на землю, а когда поднялся, увидел только издыхающую от ран корову, принявшую на себя осколки снаряда. Помню, какой страх охватил меня тогда. Дед после этого случая строго-настрого наказал – никакие игрушки в руки не брать, и тем более снаряды, патроны, оружие.

В военное время дети взрослеют быстро, раньше начинают понимать цену жизни, быстрее учатся любви и ненависти. И если в мирное время, сегодня, ученики проходят в школе роман «Как закалялась сталь» в десятом классе, то я познакомился с ним в семь лет, еще не научившись читать. Парт в школе не было, сидели ученики друг за другом, писали на спинах впереди сидящих. А вот однажды, это был еще 1941 год, Николай Иванович вошел в класс, закрыл ножкой стула дверь, вынул из-под рубахи книгу и скомандовал всем: «Хлопци, хутко до мене». Мы расселись вокруг него, и, когда стало тихо, он сказал, что будет читать нам принесенную им в класс книгу, но при этом предупредил, что если хоть кто-нибудь узнает об этом, то его немцы повесят. Мы к тому времени уже видели, как фашисты зверствовали на нашей земле, и конечно же никто не узнал о том, что читал он нам в школе.

Чтение романа настолько захватило учеников, что все сидели, затаив дыхание, забывали о времени, о чувстве голода, и когда учитель прекращал чтение, перенося его на следующий день, то никому не хотелось расходиться и уговаривали читать дальше. Ну а к приходу учителя на следующий день мы все уже сидели на своих местах в ожидании продолжения. Так за несколько дней роман Островского был прочитан. Необычайно сильное впечатление произвел он на всех нас, глубоко запав в память, в сознание каждого. Особенно покоряла мальчишек душевная стойкость главного героя – Павки Корчагина, всем хотелось походить на него.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика