Юлий Гусман: Это как улыбка Сталина с детьми – нужны они ему были?!

О российском кино и прошедшей 1 апреля премии «Ника» Sobesednik.ru поговорил с ее худруком Юлием Гусманом

Фото: Юлий Гусман // Global Look Press

О российском кино и прошедшей 1 апреля премии «Ника» Sobesednik.ru поговорил с ее худруком Юлием Гусманом.

Кинопремия «Ника» в этом году была посвящена Эльдару Рязанову. После церемонии Sobesednik.ru встретился с худруком «Ники» Ю­лием Г­усманом.

– Мы решили к номинации «Честь и достоинство» добавить «имени Эльдара Рязанова», – рассказывает Юлий Гусман. – Первой этот приз получила великолепная Алиса Фрейндлих. Вообще, формулировку «Честь и достоинство» придумал когда-то режиссер Элем Климов. А уже потом многие подхватили название. Сейчас более трехсот разных а-ля «Ник» и почти везде есть приз «За честь и достоинство». И в премии на лучшего металлурга, и на лучшего бизнесмена, и на лучшего полярника и так далее.

[:image:]

У нас всё по-честному

– В этом году как никогда было очень много удачных фильмов...

– Да-да, и для нас, организаторов, это проблема. Когда, например, есть явный фильм-фаворит, то легче живется. Потому что не возникает пристрастий, ревности и обид, большинство понимают сразу, кто лучший. Бывает, что те, кто получил «Нику», уверены: награда справедливо нашла своего героя. Но тот, кто не получил, думает: интриги, Гусман наколдовал. Нет, дорогие друзья, всё по-честному. У нас реальное голосование.

– В этом году многие удивились. Например, фильм «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина – доверенного лица президента – получил четыре приза.

– Некоторые забывают, что Станислав Сергеевич Говорухин – известный русский режиссер, который снял замечательные фильмы. Один из них стал уже настоящей классикой. «Место встречи изменить нельзя» – цитаты из этой кинокартины знают почти как стихи Пушкина. Говорухин – взрослый человек и имеет право занимать любую политическую позицию, и не надо переносить неприятие или приятие его взглядов на киноработу. Причем фильм «Конец прекрасной эпохи» действительно получился!

[:image:]

– На НТВ, где была трансляция церемонии, вырезали политические высказывания режиссеров Александра Котта и Андрея Смирнова. Они говорили о том, что в стране закрыли все реабилитационные центры для незрячих людей, говорили про «Крым наш» и сожалели, что герой России – Кадыров.

– Я об этом знаю. Но это – дело канала, на котором выходит телевизионная версия церемонии...

Сердце каждого человека может разрываться от любви или ненависти к чему-то. Когда речь идет о «Нике», я убежден, что наш корабль идет по курсу: радоваться, гордиться, огорчаться или праздновать победы нашего отечественного кино. Премия только для этого и придумана.

У людей есть много других площадок, где они могут высказать свое мнение. Но подобные ситуации случаются во всем мире. Вспомните Олимпийские игры 1968 года, когда два американских легкоатлета – Джон Карлос и Томми Смит – во время награждения подняли вверх кулаки в черных перчатках в знак протеста против расизма и в поддержку движения «черных пантер». Кстати, оба спортсмена потом были исключены из команды.

Наше оружие – ирония и сарказм

– Вы знаете, что каждый год кинокритики все равно сравнивают «Нику» с «Золотым орлом»?

– Не думаю, что правильно сравнивать наши премии. Подарков на всех хватит. Кто-то идет первым по лыжне, а кто-то за ним.

– В этом году Михалков получил «Орла» «За вклад в мировой кинематограф». Многие шутят, что Никита Сергеевич сам себя и наградил. Не смешно звучит?

– Мне сейчас обсуждать Никиту не хочется. Я не очень люблю говорить в отсутствие оппонента. Но я не понимаю, почему у нас все кино имени Михалкова?! Фестиваль, академия, Дом кино...

[:image:]

– Недавно в интервью Sobesednik.ru артист Павел Деревянко сказал, что премия «Оскар» проходит демократично, а у нас сплошной пафос. Мол, там и шутят лучше, и артисты ведут себя раскованнее. Вы с этим согласны?

– Не согласен. Уж по поводу шуток «Оскар» отстает от наших церемоний. Ведь какое оружие было у нашего советского простого человека?! Ирония, самоирония, остроумие, сарказм, Ильф – Петров, КВН и прочее. А у них?! Какие шутки и юмор?! Тексты несмешные, заученные, прочитанные на телесуфлерах. Вы видите в зале суперзвезд-миллионеров, которые сидят и улыбаются. Это как улыбка Сталина с детьми, когда казалось, что он был рад каждому ребенку. А на самом деле нужны они ему были?!

В предпоследней церемонии «Оскара» главным трюком было то, что раздавали пиццу. И весь мир умилялся, как суперизвестные люди брали руками эту жирную пиццу и дружно, пачкая свои фраки и вечерние платья, ели.

Но что у них не отнимешь – они умеют замечательно реагировать! У нас же с этим большая проблема. Мы плохо умеем радоваться или веселиться, если касается не нас. Это еще со старых времен осталось.

Нам часто говорят наши номинанты: «Если я получу награду, то приду на церемонию». А там такого не может быть, потому что у них серьезная индустрия кино. Не прийти на церемонию вручения «Оскара» – дурной тон. Они прекрасно понимают, что от этого зависят их гонорары и репутация. Вы уверены, что Роберт Де Ниро обожает Арнольда Шварценеггера или Шварценеггер не может жить без Тома Круза?! Вполне возможно, они терпеть не могут друг друга. Но у них есть корпоративная этика!

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика