Племянница Примадонны советской эстрады: Перед смертью она говорила весело

Племянница легендарной Нины Дорды рассказала Sobesednik.ru о закате ее карьеры и о том, как она готовилась к смерти

Фото: Нина Дорда // семейный архив певицы

Племянница легендарной Нины Дорды рассказала Sobesednik.ru о закате ее карьеры и о том, как она готовилась к смерти.

От внезапной остановки сердца 26 февраля умерла 91-летняя певица Нина Дорда. Ее бездыханное тело на полу в московской квартире нашла племянница. Заслуженная артистка России жила одна и последние 30 лет не появлялась на публике. А ведь именно она первая исполнила бессмертные хиты «Ландыши», «Старый клен», «Плачет девочка в автомате», «Песня остается с человеком» и в 60-х была примадонной советской эстрады. Но потом пришла новая Примадонна – Алла Пугачева – и для Дорды места не нашлось... Нина Ильинична ушла тихо, на ее похороны 1 марта не пришли поклонники, были только близкие друзья и родственники...

– Мы с Ниной Ильиничной были очень близки. В теплое время года по шесть месяцев вместе жили на даче. – Племянница певицы Ольга Сергеевна долго не могла решиться на интервью, ей очень трудно говорить о любимой тете в прошедшем времени. – А так я ее два-три раза в неделю навещала, созванивались мы порой по пять раз в день. Она для моей семьи была всем! Моей мамочки нет уже давно, она умерла еще в 1993 году, поэтому с Ниной Ильиничной мы были особо близки (старшая сестра певицы Евгения Ильинична преподавала английский язык в одной из столичных школ. – Авт.).

[:image:]

25 февраля, как обычно, мы созвонились вечером, она бодрым, веселым голосом говорила со мной. На тот момент ничего не предвещало беды, никаких дурных мыслей не было. Мы с ней поговорили на какие-то семейные темы, точно не помню, и она пошла спать. Каждое утро она мне обязательно звонила, а 26 февраля, не дождавшись звонка, я поехала к ней. Вошла в квартиру и увидела тетю Нину, лежащую на полу. Сразу же вызвала скорую помощь. Помню, что медики еще сняли кардиограмму, а там на бумаге была прямая линия... Они констатировали смерть от внезапной остановки сердца. При этом Нина Ильинична лечилась у частных врачей, у нее был прекрасный кардиолог, он подобрал оптимальную схему лечения, которая продлила ей жизнь.

Последнее время у нее были приступы стенокардии, давление поднималось, так как она страдала гипертонией, очень сильно болели колени. Но несмотря ни на что, она была человеком с невероятным источником позитива и никогда не плакала. Лишь однажды сказала: «Знаешь, так колени болят, что от такой боли и разрыдаться можно!», у нее был артроз.

Нина Ильинична всегда следила за своим здоровьем, у нее не было вредных привычек: она не выкурила ни одной сигареты и совсем отвергала алкоголь, хотя постоянно вращалась в среде артистов, где, как известно, выпить любят. У нее был правильный образ жизни и, что немаловажно, правильный образ мыслей: она была человеком невероятно добрым, никогда и никому не завидовала, всегда была в хорошем настроении и не воспринимала жизненные события драматическим образом. Наверное, поэтому она и прожила такую долгую жизнь. К сожалению, человеческий организм не вечен, он изнашивается и в какой-то момент полностью останавливается. Тетя Нина говорила, что хотела бы легкой смерти, так оно и случилось.

[:image:]

Заслуженная артистка России практически не давала интервью, в последние годы тем более. Уговорить ее пообщаться с нами было непросто, но нам удалось это в мае 2015 года. Интервью получилось очень откровенным и эмоциональным, она рассказала о многом, в том числе и о том, о чем молчала всю жизнь.

Нина Дорда всю жизнь посвятила музыке и, кажется, в ней растворилась, забыв даже о счастье материнства. Она прожила 30 лет с пианистом Михаилом Липским. Они познакомились в 1948 году. В послевоенные годы людям творческих профессий было непросто реализоваться. Нужны были другие специалисты – рабочие, чтобы страну восстанавливать. Поэтому Нина Дорда выступала с оркестром в ресторане «Москва», в 48-м туда пришел новый пианист и дирижер Липский. Сначала он хотел Нину Ильиничну выгнать, не такую молодую солистку видел он в своем оркестре, а потом они подружились и даже поженились, несмотря на то, что он был намного старше ее.

[:image:]

Ее супруга не стало давно, когда точно, уже никто и не припомнит. Нина Ильинична говорила так: «Лет 15 назад он умер». Его сгубила болезнь Паркинсона, последние годы жизни был прикован к кровати, не мог сам за собой ухаживать, рядом с ним были любящая жена и сиделка.

Последний концерт Дорда дала в 80-х, тогда же закрыла двери Москонцерта навсегда. Певица, проработавшая там 42 года, вынуждена была понять, что молодым везде у нас дорога. Ей на смену пришли Алла Пугачева, Ирина Аллегрова и София Ротару. Новые песни, другая, совсем не скромная, как у Дорды, манера исполнения. Пришло новое время со своими кумирами.

– Сначала она переживала свой уход из Москонцерта, – говорит Ольга Сергеевна. – Она ведь там была одной из лучших или даже лучшей! Но переживала недолго, потом поняла, что ее уход – естественный процесс.

В 1995 году Нина Дорда решилась на отважный эксперимент – выступила с молодым коллективом – рок-группой «Мегаполис». Это было одно из ее последних выступлений.

[:image:]

Песни Нины Ильиничны моментально становились народными, она их исполняла мягко и задушевно. «Ну что тебе сказать про Сахалин?», «Мой Вася», «Доброй ночи, москвичи» стали родными миллионам ее поклонников. Под ее песни рыдала даже известная своим железным характером министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Об этом нам рассказывала сама Дорда. Она пела для нее в Японии.

– Нина Ильинична была совершенно не тщеславным человеком. После ухода со сцены она отказывалась от съемок на телевидении и от интервью, ее очень тяготила публичность. Тем более она никогда не думала о званиях, – рассказывает племянница Дорды. – В 1995-м получила звание «Заслуженная артистка России» только потому, что на этом настоял ее давний друг Борис Брунов (много лет работал директором Московского театра эстрады, был народным артистом России. – Авт.). А вот звание народной артистки ей так и не дали.

[:image:]

Да и нужно ли оно ей было? Ее любили миллионы: слава, поклонники, деньги – через все эти искушения она прошла и не потеряла себя. Она не взлетала высоко, оттого и не падала больно. Радовалась жизни, жила так, как ей хотелось, и даже к смерти относилась без толики содрогания.

– Она совершенно этого не боялась, – подтверждает Ольга Сергеевна. – При жизни к этому готовилась. Сама выбрала место на подмосковном долгопрудненском кладбище, там же покоятся ее мама, сестра и крестная мама, рядом с которой теперь лежит и тетя Нина. Она говорила так: «Господь забирает человека в тот момент, когда считает нужным». Нина Ильинична только об одном просила – о легкой смерти, так у нее и получилось. Нам, родственникам, очень тяжело переживать ее уход, а ей, думаю, там легко.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика