Михаил Веллер: РПЦ не должна совать свой поповский нос в светские дела

Sobesednik.ru обсудил с Михаилом Веллером желание РПЦ убрать из школьной программы рассказы Бунина, Чехова и Куприна

Фото: Писатель Михаил Веллер // Global Look Press

Sobesednik.ru обсудил с Михаилом Веллером желание РПЦ убрать из школьной программы рассказы Бунина, Чехова и Куприна.

Sobesednik.ru ранее писал о том, что в РПЦ предложили убрать три классических произведения литературы из школьной программы. Протоиерей Артемий Владимиров, выступая на заседании патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, заявил, что рассказы «О любви» А. П. Чехова, «Куст сирени» А. И. Куприна и «Кавказ» И. А. Бунина должны быть исключены из школьной программы, так как они «воспевают свободную любовь». Эти произведения, по мнению протоиерея, плохо влияют на детей.

Sobesednik.ru поговорил с писателем Михаилом Веллером о том, действительно ли пагубно эти книги влияют на детей и есть ли смысл в инициативе протоиерея:

— Это заявление — повод для серьезного разговора о современном искусстве в современной нравственности, современной литературе, современном интернете, а также современной церкви. Первое: сегодня любой школьник ходит на порносайт, по сравнению с которыми упомянутые классические произведения русской литературы чище слезы младенца. Второе: воспитание нравственности подрастающего поколения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Воспитание направлено до сих пор на формирование квалифицированного потребителя, в том числе формирование квалифицированного потребителя секса, но никак не человека, умеющего любить. Третье: я полагаю категорически неправильным, чтобы в XXI веке церковь совала свой поповский нос в дела светского образования.

[:image:]

— Как вы считаете, можно ли назвать это предложение способом влиять на культуру?

— Я думаю, что такую инициативу на 10% можно назвать способом влиять на культуру. Совершенно понятно, что это попытка влияния.

— А как вам кажется, почему именно эти три рассказа?

— Без комментариев. Вы сами понимаете, почему эти три рассказа.

— Мне было непонятно, когда я увидела список, почему, например, не предложили запретить «Тихий Дон» или «Мастера и Маргариту».

— Очевидно, потому, что в «Тихом Доне» и «Мастере и Маргарите» основной упор сделан совсем на другое, а сцены любви, более менее откровенные или целомудренные, занимают место сравнительно небольшое, не являясь центральными.

— По-вашему, нужно ли менять список школьной литературы?

— Совершенных списков школьной литературы не существует. Я думаю, что, во-первых, каждые десять лет эти списки стоит пересматривать. Второе: должна быть жестко обязательная часть списка и должна быть факультативная часть списка, которую руководство каждой школы и каждый учитель вправе определять сам.

— Возвращаясь к этим трем рассказам. Как вы считаете, действительно ли там «воспевается свободная любовь», как говорят представители церкви?

— Нет, я думаю, там воспевается зоофилия и некрофилия.

— Стоит ли тогда такие рассказы читать в более старшем возрасте?

— Я думаю, что более старший возраст — во-первых, это неправильный оборот с литературной точки зрения, а во-вторых, это уже наступает после 18 лет. Я думаю, что к 18 годам можно читать, безусловно, все.

— Какова, по-вашему, вероятность, что эти рассказы запретят?

— Я думаю, приблизительно такая же, что 1 июля выпадет снег. Иногда такие феномены случаются, но все-таки наблюдаются до крайности редко.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика