Вдова Льва Полякова: Я ревновала, но истерик не устраивала
Вдова звезды фильмов «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука» Льва Полякова раскрыла Sobesednik.ru тайны его биографии
Вдова звезды фильмов «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука» Льва Полякова раскрыла Sobesednik.ru тайны его биографии.
35 лет назад на экраны вышла легендарная картина «Тени исчезают в полдень», где один из самых красивых актеров СССР, народный артист Лев Александрович Поляков великолепно сыграл Анисима Шатрова. На его счету около сотни киноролей, среди которых Петр Пелымов из «Гусарской баллады», Растягаев из «Дела "пестрых"», капитан из «Бриллиантовой руки».
26 января 15 лет назад актер скончался от инсульта. Заслуженная артистка России Инна Николаевна Выходцева вспоминает артиста в интервью Sobesednik.ru.
– Лёва безумно любил море. Он очень хотел его посмотреть воочию. У него была такая черта: если чего-то очень хотелось, он всегда добивался своей цели. Так вот, окончив школу, будучи 17-летним юношей, Лёва вместе со своим другом буквально сбежал в Севастополь. Там поступил в морское военное училище. Когда мама Лёвы Ольга Георгиевна об этом узнала, сразу поехала за ним и вернула домой.
[:image:]
Инна Николаевна пожаловалась на то, что многие журналисты пишут, что Лев Александрович мечтал о карьере военного.
– Выдрали опять откуда-то из контекста, – сетует вдова народного артиста. – Лёва с детства стремился к сцене. Как только к ним приходили гости, мама его ставила на стул и он читал стихи. Все умилялись, как такой маленький мальчик уже серьезно, с полным осмыслением читал взрослые стихи. Ну, тут и сказать нечего – талант. А Севастополь в его жизни был чем-то вроде романтического приключения.
Мечта о сцене не давала Льву Александровичу покоя. Поэтому сразу же по возвращении домой он начал самостоятельно готовиться к поступлению в театральное училище.
[:image:]
– Ректор мхатовского училища великий Вениамин Захарович Родомысленский сразу же зачислил Лёву на курс. Он ему безумно понравился. Но Лёве там не суждено было долго проучиться. На третьем курсе училища на танцах одной из его однокурсниц Тамаре Черновой показалось, что Лёва то ли ее как-то прижал, то ли какие-то намеки делал. В то время за нравственностью следили больше, нежели в наше время. Так вот, ректор толком не стал разбираться, что именно произошло, и отчислил Лёву. Спустя годы хочу сказать, что я благодарна Родомысленскому. Если бы он не выгнал Лёву, то мы бы и не встретились, – смеется актриса.
После очередной неудачи Лев Поляков отправился в Ленинград, чтобы там хоть как-то устроить свою театральную жизнь.
– Его взяли в хороший театр, но он проспал спектакль, и его оттуда «попросили». В общем, он опять вернулся в Москву. Лёва рассказывал, что находился в ужасно подавленном состоянии и не знал, что делать. И вот судьба послала ему второй шанс. Как-то Лёва шел по улице и встретил бывшего студента ВГИКа Володю. Тот спросил у него, как дела и чем он занимается. Лёва ему все рассказал, мол, не знает, что ему делать… В общем, Володя посоветовал ему попробоваться в мастерскую к Сергею Аполлинариевичу Герасимову. Тот после прослушивания сразу взял Полякова на третий курс! Надо обладать редким талантом, чтобы сам Герасимов без разговоров вот так вот взял к себе. А я в то время училась на параллельном курсе у народного артиста СССР, лауреата шести Сталинских премий Юлия Райзмана.
[:image:]
По словам Инны Николаевны, все девушки курса заглядывались на Льва Полякова. У него не было отбоя от поклонниц. Но даже популярные девушки института не смогли завоевать сердце первого красавца советского кинематографа. Он не разменивался ни на кого и выбрал одну-единственную на всю жизнь – Инну Выходцеву.
– С Лёвой познакомилась в 1954 году. Как-то я спешила по лестнице на занятия, и он шел мне навстречу. Так получилось, что мы столкнулись, и я упала. Лёва тогда сказал: «Вот сумасшедшая, куда летишь?» А я про себя подумала: вот дурак – и не стала препираться. В него тогда были влюблены все девчонки из института, и я, конечно, тоже. Оставаться равнодушной при виде такого мужчины просто невозможно. Помню, и Люся Гурченко на него глаз положила, я ей одно сказала: «Отзынь», и мы друг друга поняли. На четвертом курсе мы начали готовить спектакль по роману Л. Н. Толстого «Воскресение». Мой мастер Райзман никак не мог найти актера на роль Нехлюдова. Герасимов тогда предложил Полякова, который идеально подошел. Ну, а главную героиню – Катюшу Маслову – играла я. Мы очень долго репетировали, привыкали друг к другу. Однажды Райзман подозрительно произнес: «Что-то вы чересчур много репетируете, неспроста это…»
[:image:]
Кстати, роман «Воскресение» оказался судьбоносным для Инны Николаевны и Льва Александровича, так как Нехлюдов все-таки женился на Катюше Масловой.
– Как-то вечером Лев пришел к нам в комнату – я жила в общежитии с девочками. Он попросил их выйти, а меня – остаться. Лёва сказал мне: «Я хочу, чтобы ты была моей женой именно сейчас». Кто ж мог устоять перед обаянием Льва! В общем, на следующий день мы пошли знакомиться к его родителям. Мама была портнихой, а папа Александр Трофимович – токарь. Кстати, он работал с советским ученым и конструктором Сергеем Королёвым. Родителям Лёвы я понравилась, а когда моя семья с ним знакомилась, то отец меня немного предостерег: мол, Лёва старше на 8 лет, да еще актер и слишком красивый, бабы будут вешаться, якобы мне будет сложно с ним. Но я не послушала своих родителей и ни капли не пожалела. Мы поженились. Сначала отметили в узком семейном кругу, а потом у меня в общежитии. Родители подарили нам обручальные кольца. Помню, как Лёва на свадьбе начал танцевать с моей однокурсницей, я тогда чуть с ума не сошла и пригрозила ему. На что он мне сказал: «Ты что, Иннуль?! Я люблю только тебя». Кстати, эти слова я потом слышала очень часто, да и цветы Лёва мне дарил, когда мог.
[:image:]
13 июня 1960 года у Выходцевой и Полякова родился сын Никита.
– Он был очень способным мальчиком. В четыре года уже встал на коньки. С детства делал успехи в английском языке. Эта любовь переросла в дело его жизни. После окончания школы Никита поступил в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. По окончании вуза его приглашали в разные страны быть переводчиком. В 1998 году предложили работу в Доминиканской Республике. Он уехал, а там случилась катастрофа, цунами. Мы стали разыскивать сына, но так и не нашли. Видимо, они все оказались в воде и не смогли выбраться. Никите было 38 лет.
Лев Александрович был самодостаточным мужем и отцом.
– Лёва никогда ничего не делал для себя. Он все нес в семью. Когда часто бывал на гастролях за границей, то экономил суточные и на них покупал нам с Никитой одежду, которую вез чемоданами. Бывало, купит себе ботинки, а остальное нам: «Да что мне, Иннуль…» – продолжает Инна Николаевна. – Мало того, Лёва был еще и самодостаточным актером, который никогда не спорил с режиссерами. Он всегда очень переживал о том, каким получится фильм, где он принимает участие, поэтому часто предлагал свое решение роли. Но амбиции самодуров-режиссеров не позволяли прислушаться к нему. Вообще, считаю его талантливейшим артистом, и не потому, что он мой супруг. Он не мыслил жизни без сцены. Это была не показушная любовь к искусству, а в нем жила великая творческая сила, которая зажигала сердца зрителей. Это может сделать только гений. Чего только стоит его Анисим Шатров в «Тени исчезают в полдень»!
Кстати, у этой легендарной картины 45-летний юбилей. Мы дозвонились главному режиссеру фильма Владимиру Аркадьевичу Краснопольскому.
[:image:]
– Да, прошло очень много лет… И время делает свое дело. Спасибо за то, что помните. Это очень приятно. Лёва Поляков был изумительным актером. У него была внешность, интеллигентность, грациозность. Ему шли многие роли – от начальника МУРа до обычного деревенского жителя. Он меня всегда поражал своей эрудицией, какой-то неземной мудростью и спокойствием. Лев легко входил в образ, и мы никогда с ним не ссорились. Знаете, актеров подбирают «по сердцу», как говорится. Если режиссер не будет влюблен в своих героев, то и актер не будет полностью отдавать то, что от него требуют. Таким обаятельным и был Лёва. Он всегда легко сходился с людьми, был заводилой на застольях и при этом ничего лишнего себе не позволял. Считаю, что Лев Поляков – это явление в советском кинематографе.
Мало кто знает, что Лев Александрович серьезно увлекался футболом.
– Раньше собирались команды из актеров и любителей футбола. Проходили матчи. Сам Лёва безумно любил спорт, занимался каратэ. Он очень хотел, чтобы дети тоже приучались к спорту. Это все-таки основа здоровья. Ради этого он в школе, где учился Никита, организовал секцию каратэ. Все ребятишки потом с удовольствием там занимались.
Инна Николаевна и Лев Поляков прожили в браке около полувека.
[:image:]
– Думаю, что секрет нашего долгого союза в безумной любви. В семье надо терпеть – без этого никак. В браке бывает всякое – никуда от этого не денешься. Считаю, что любовь прощает всё.
По словам Выходцевой, Лев Поляков был очень ревнивым мужем.
– Он приезжал на съемки неожиданно, проверял, одна ли я сплю. Ведь артисты – они такие – прямо во время съемок женились, делали детей. Поэтому Лёва, скажем так, всегда присматривал за мной, хотя я повода не давала. Скажу честно, я тоже ревновала Лёву. Ведь женщины лезли к нему, как пчелы на мед. Знаете, несмотря на это, я никогда себе не позволяла закатывать истерики или что-то подобное. Если бы какая-то из актрис или поклонниц покусилась бы на Лёву, то я убила бы ее! Я только не разрешала Лёве при мне целовать руки другим барышням, – продолжает актриса. – Ведь когда он учился во МХАТе, то их там обучали манерам, рассчитывая на то, что они будут играть королей, князей и прочую знать. Так вот, при каждой встрече с девушками Лёва из приличия целовал руки. Меня это раздражало: «Ты целуешь ее, потом меня. Мало ли какую заразу еще подцепишь!»
[:image:]
В быту артист был неприхотлив: мог и у плиты постоять, и гвоздь забить.
– Лёва очень любил картошку по-украински с чесноком. Иногда когда уставал, то говорил: «Иннуль, давай сама сегодня пожаришь…» Он все умел – от починки крана до шитья. Он был настоящим русским мужиком.
Под конец разговора Инна Николаевна вспомнила, как они со Львом Александровичем нашли вареные яйца в своей квартире в новостройке.
[:image:]
– Обязательно про это напишите! – воскликнула Инна Николаевна. – Когда мы переехали, то заметили страшный запах, да такой, что в комнате было невозможно находиться. Мы долго не могли понять, в чем причина. После долгого поиска источника запаха оказалось, что под плинтусами гнили вареные яйца! Как потом оказалось, это строители их подкладывали. Они же, когда строили, то ели-пили на стройке и решили нам насолить, мол, мы – буржуи, будем жить в хорошем доме. В общем, мы прошлись по другим квартирам – и там тоже под плинтусами были яйца. До сих пор не могу понять, зачем это надо было делать… Сейчас думаю: ну и пусть все завидовали и завидуют – это их дело, а я счастлива!
[:wsame:]
[:wsame:]