Сын Игоря Кваши: Сейчас он бы сильно переживал за творящееся

Сын Игоря Кваши рассказал Sobesednik.ru, почему тот не плакал в «Жди меня» и что стало с женой актера после его смерти

Фото: Игорь Кваша // РИА «Новости»

Сын Игоря Кваши рассказал Sobesednik.ru, почему тот не плакал в «Жди меня» и что стало с женой актера после его смерти.

4 февраля народному артисту России, одному из создателей легендарного театра «Современник» и ведущему программы «Жди меня» Игорю Владимировичу Кваше исполнилось бы 83 года. Он всю жизнь отдал служению театру и ни минуты не жалел об этом. Благодаря актеру тысячи людей находили своих родных. Sobesednik.ru накануне дня рождения артиста побеседовал с его единственным сыном Владимиром Квашой и узнал, зачем его отец отправился на фронт, будучи 9-летним мальчишкой, почему не мог себе позволить проронить слезу на программе «Жди меня» и как пытался избавиться от главной зависимости, которая свела его в могилу...

– Отец любил отмечать свои дни рождения, особенно когда вся семья собиралась дома за столом, – начинает рассказ 59-летний Владимир Игоревич. – Но однажды он все-таки отошел от этой традиции. Так как к выпуску готовился новый спектакль, папа сильно волновался, не было настроения из-за того, что в советское время многие постановки подвергались грубой цензуре. Он работал на износ, а спектакль в итоге мог так и не выйти на суд зрителей.

[:image:]

В общем, отцу позвонил Григорий Горин (автор сценариев к фильмам «О бедном гусаре замолвите слово», «Тот самый Мюнхгаузен». – Авт.) и хотел узнать, во сколько к нам приходить на папин день рождения. На что отец ответил, что все отменяется. Спустя какое-то время раздался стук в дверь. Вошли Горин, писатель-сатирик Аркадий Хайт и актер Андрей Миронов. Горин был одет в ватник, а на груди висела табличка из картона: «Да, я хуже татарина», намекая на незваного гостя. У Хайта в руках были пакеты с едой и водкой. И они с порога спросили: «Сволочь дома?» Мама ничего не поняла: «Кто сволочь?!» «Твой муж – сволочь, – заявили друзья отца. – А ты – жена сволочи, твой Вовка – сын сволочи, потому что не позвали нас на день рождения».

В общем, эта троица зашла в квартиру как ни в чем не бывало, разложила на полу какие-то газетки, продукты и начала сама устраивать себе праздник, – продолжает сын артиста. – Папа буквально ошарашенный вбежал в комнату: «Ребята, давайте за стол. Пойдемте нормально посидим: у нас все есть». А они ему в ответ: «Нам ничего не нужно. Ты нас не позвал, поэтому будем сами».

[:image:]

Дальше они стали выпивать и произносить тосты: «За друга Игоря Квашу, который оказался такой сволочью», «За жену сволочи», «За сына сволочи». Когда водка закончилась, то друзья спросили, есть ли у нас еще. Мама ответила, что готова принести. Они решили не брать просто так алкоголь, а выкупить. В общем, за водку заплатили вдвое больше, так как было позднее время. Потом они купили у мамы кусок колбасы и продолжили праздник. Всем было очень смешно, особенно папе. Вот так Горин, Хайт и Миронов любили отца. Дружба для них, если можно так сказать, была чем-то святым.

Троица держалась до последнего вместе, пока 16 августа 1987 года не ушел из жизни народный артист Андрей Миронов. Спустя 13 лет простились с драматургом Григорием Гориным и писателем-сатириком Аркадием Хайтом.

Сын актера Владимир Игоревич буквально вырос за кулисами. Несмотря на это, он не пошел по стопам отца, а выбрал стезю мамы (Татьяна Семеновна – кандидат медицинских наук, рентгенолог. – Авт.) – стал врачом-урологом.

[:image:]

– Был момент, когда у меня возникло желание попробовать себя в актерской профессии, – признается Владимир Кваша. – Папа сказал: «Мешать тебе не буду, но и поддерживать – тоже. Если хочешь подготовиться к творческим турам, то иди к Виталию Яковлевичу Виленкину». Он был учителем отца, заслуженным деятелем искусств, педагогом в Школе-студии МХАТ. Поехал я к нему: прочитал басню, стихотворение, прозу. Виленкин сказал, что неплохо, нужно дальше развиваться и серьезно готовиться. В общем, я был в раздумьях, но все-таки решил пойти в медицинский.

Игорь Владимирович не так много времени проводил дома, поэтому воспитанием сына занимались мама и бабушка.

[:image:]

– Когда я приходил из школы, то папа в это время уходил в театр. Однажды отец вызвался помочь мне написать сочинение на тему «Что бы я сказал Владимиру Ильичу Ленину, встретив его на улице». Он моделировал: «Представь, ты идешь по улице, а навстречу тебе Владимир Ильич, и ты ему говоришь: мол, хочу построить завод, развивать промышленность». Я возразил: «Что я могу Ленину рассказать? Ведь он умер давно и ничего не знает про наше время». Отец посоветовал развивать фантазию. В общем, я так фантазировал, что заснул. И когда папа вошел ко мне в комнату, то застал меня спящим за столом, а на столе лежал лист бумаги с надписью: «Владимир Ильич, за время вашего отсутствия в гробу...» Папа очень громко смеялся и больше не брался помогать мне с уроками.

Театр для Игоря Владимировича стал буквально вторым домом. Ради служения ему он часто отказывался от съемок в кино и отдавал всего себя сцене.

– Папа был очень целеустремленным человеком, не боялся трудностей. Будучи еще студентом знаменитой Школы-студии МХАТ, он со своими друзьями Олегом Табаковым, Олегом Ефремовым, Евгением

Евстигнеевым, Галиной Волчек задумали создать

при МХАТе студию, где могли бы свободно ставить произведения, которые подлежали незамедлительной цензуре. Когда они окончили вуз, то их определили в разные учреждения. Папа попал в Художественный театр, что было большой честью для молодого актера. Конечно, это немного его коробило: якобы он отступился от поставленной цели. Олег Ефремов и отец поклялись создать свой театр во что бы то ни стало.

[:image:]

Несмотря на многочисленные трудности, друзья не сдавались и добились разрешения ночами репетировать на сцене Художественного театра.

– Это стало для них глотком свежего воздуха, – поясняет Владимир Игоревич. – Они репетировали до четырех часов утра. Потом приходили домой. Валились с ног, но утром бежали в свои театры. Эти два года для отца были очень изматывающими и плодотворными, но он был счастлив оттого, что сбывалась его мечта.

Усилия молодых актеров не прошли даром. Художественный театр подписал с ними контракт на постановку новых спектаклей при условии, если они уйдут из своих театров в прямом смысле в никуда. Они не побоялись остаться ни с чем и были готовы отдать все за собственный театральный угол. Такую верность творчеству и своему дружескому союзу можно сравнить разве что с воспитанниками Царскосельского лицея, где учились Пушкин, Кюхельбекер, Жуковский… Эта верность и определила дальнейшую судьбу создаваемого храма искусств, который потом назвали «Современником», как и пушкинский журнал. В 1964 году студия «Современник» получила статус советского театра.

[:image:]

– После гастролей театра в Средней Азии министр культуры Екатерина Фурцева вызвала Олега Ефремова к себе, – продолжает сын Игоря Кваши. – Она ему предложила уйти из театра во МХАТ и стать там главным режиссером. Он собрал актеров и предложил покинуть «Современник» вместе – они отказались. Отец уговаривал Ефремова остаться, но тот был непреклонен, ведь должность режиссера главного театра страны была у него в руках. Безусловно, его уход из театра стал для отца ударом, ведь Олег Николаевич был другом, главным режиссером и директором. Стоит сказать, что после этой ситуации коллектив сплотился еще больше.

[:image:]

Несколько лет «Современник» просуществовал без лидера, а в 1972 году главным режиссером была избрана Галина Волчек.

– Последний раз отец встретился с Олегом Николаевичем в 2000 году на одном из спектаклей. Ефремов уже тогда чувствовал себя неважно, а весной этого же года его не стало.

Игорь Владимирович был великолепен не только в своих ролях, но и в обычной жизни. Он был, как сейчас модно говорить, в тренде.

– Папа всегда любил ходить в пиджаке, был аккуратным, подтянутым, – не без гордости подмечает Владимир Кваша. – Я у него спрашивал, зачем он все время ходит в костюме, ведь неудобно его носить под зимними вещами, но отец говорил: «В этой одежде я чувствую себя превосходно, она меня дисциплинирует».

Игорь Кваша был по большей части театральным актером. В фильмах он снимался не так много, как мог бы, – на его счету чуть больше восьми десятков ролей. Народная любовь пришла к нему после того, как он стал ведущим передачи «Жди меня».

[:image:]

– Папа был очень чувствующим человеком, его всегда трогали человеческие судьбы и истории тех, чьи семьи распались по каким-либо причинам. Ведь его отец Владимир Ильич добровольно ушел на фронт и так и не вернулся. Как потом оказалось, погиб 30 декабря 1942 года. Папа еще ребенком был эвакуирован в Сибирь вместе с моей бабушкой, дефектологом Дорой Захаровной. Однажды они шли по улице и обнаружили чужие продуктовые карточки. В голодное время могли бы их обменять, но им это даже в голову не пришло! Они узнали, где живут хозяева карточек, и вернули им потерянное.

Игорь Кваша с самого детства прочувствовал горький вкус войны и 9-летним мальчишкой пытался защитить свою родину.

– Представляете, будучи ребенком, отец со своим другом отправился на фронт. Они взяли припасы и каким-то чудесным образом прокрались в поезд, чтобы поехать на линию боевых действий. Хорошо, что их тогда успели снять с поезда.

Актер буквально до последних дней работал над программой «Жди меня». И именно благодаря ему и его команде тысячи человек нашли своих родственников.

[:image:]

– Папа часто не мог сдержать слез на съемках «Жди меня» и просил оператора не снимать его крупным планом, дабы эмоции не показались фальшью. Он всегда говорил, что если в программе играть именно по-актерски, то это не пройдет. Ему часто говорили коллеги по передаче, видя, как он остро переживает каждый эпизод: «Уходи, передача тебя погубит». Но он не мог, работа для него была смыслом жизни.

Театр буквально стал связующей нитью в судьбе Игоря Владимировича Кваши. Именно его названая сестра Галина Волчек познакомила с будущей супругой Татьяной Путиевской, студенткой медицинского института. С ней в браке он прожил 56 лет. Стоит отметить, что до этого знакомства Кваша был женат на однокурснице Светлане Мизери.

– Безусловно, с творческим человеком непросто ужиться, – рассуждает сын актера. – Ведь он постоянно что-то переживает, ищет, пробует. Если у артиста спокойный характер, то это скорее исключение, в основном они люди очень нервные и легковозбудимые. Несмотря на это, родители прожили вместе счастливую жизнь. Мама у меня достаточно спокойный человек, идет на компромисс легко, а вот отец любил поспорить. Он был бескомпромиссным, ни под кого не подстраивался и ни с кем не церемонился.

[:image:]

Несмотря на то, что Игорь Владимирович практически все время проводил в театре, он мог найти время и на домашние дела.

– В быту папа был неприхотлив, – подмечает Владимир Кваша. – Он любил готовить, например пожарить картошку, но делал это редко. Если говорить о чисто мужских делах, то гвоздь мог забить или что-то починить, но в основном эта обязанность лежала на мне.

Игорь Владимирович буквально до последних дней был предан родному «Современнику». Театр не только прочно вошел в жизнь Кваши-старшего, но и сыграл первую скрипку в жизни Владимира Игоревича.

[:image:]

– Со своей женой Наташей (театральный критик. – Авт.) познакомился на юбилее Галины Волчек в 1983 году. Девушка очень понравилась родителям. Тем более они были знакомы с ее мамой Верой Максимовой, которая является одним из самых талантливых театральных критиков. Свадьбу праздновали в «Метрополе», а тамадой были лучшие друзья отца – Хайт, Горин и Миронов.

В браке Владимира и Натальи 27 сентября 1991 года появилась на свет дочь Анастасия. Спустя 4 года, 14 мая, родился сын Михаил.

– Никто из детей в актеры не рвался, все выбрали более прикладные профессии. Дочка закончила географический факультет Московского университета, потом поступила в Центральный Европейский университет в Будапеште, где практически все лекции читают на английском. Настя прекрасно знает язык и никаких трудностей не испытывает. Сын учится в Менделеевском университете на экономическом факультете. Папа всегда гордился своими внуками и не хотел, чтобы они стали актерами.

30 августа 2012 года народный артист скончался от гнойного бронхита, вызванного 40-летним стажем курения, в одной из московских больниц. 4 сентября с ним простились в родном «Современнике».

[:image:]

Смерть мужа для 80-летней Татьяны Семеновны стала ударом. У нее сразу ухудшилось здоровье и стали покидать силы. Последние годы она прикована к инвалидному креслу. В конце июля 2015 года она попала в реанимацию, ей сделали сложную операцию нейрохирургического профиля.

Игоря Владимировича Кваши нет с нами уже четыре года. В памяти поклонников он остался справедливым и отстаивающим свое мнение человеком. Он был одним из немногих народных артистов, кто мог себе это позволить. В годы становления «Современника» он защищал и отстаивал спектакли. Артист никогда не скрывал своей политической позиции, активно выступая на радио и телевидении. В 2011 году высказал критику в адрес «Единой России» и призвал всех выйти на митинг против фальсификации выборов. Он не боялся напрямую разговаривать с народом, активно пытаясь открыть ему глаза. Например, в своем последнем телевизионном интервью он заявил: «Мне хочется поговорить о том, как мы живем сейчас. За что нас принимают? Нас принимают за быдло, за стадо, которое можно вести куда угодно и делать что угодно. Власть не очень-то и скрывает свое отношение к нам».

– Если бы отец и сейчас был жив, то очень сильно переживал бы за людей и за то, что происходит в мире и в стране.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика