Старый худрук – театру друг? Ветераны против "молодежки"

Почему вся театральная элита – люди старшего возраста, а молодые режиссеры работают на Западе, разбирался Sobesednik.ru

Фото: Олег Табаков // Екатерина Цветкова / Russian Look

Почему вся театральная элита – люди старшего возраста, а молодые режиссеры работают на Западе, разбирался Sobesednik.ru.

Контракт с Олегом Табаковым продлили на следующие 5 лет. Это значит, что он, дай бог ему здоровья, продолжит занимать пост художественного руководителя МХТ им. Чехова вплоть до своего 85-летия.

Никто не упрекнет Табакова, Захарова, Волчек в несовременности. Не скажет, что они тянут свои театры назад, не дают молодым дорогу... И все-таки в том, что средний возраст худруков главных российских театров давно перевалил за пенсионный, есть что-то... застойное.

Театральный режиссер, создатель премии «Золотая маска» Эдуард Бояков еще 3 года назад, выступая на съезде Союза театральных деятелей, призывал коллег задуматься над проблемой среднего возраста. Те пропустили мимо ушей. С тех пор ничего не изменилось – только стали старше ветераны.

– Безусловно, во главе театра может находиться человек, которому 70 лет, 80 лет и даже больше. Особенно если речь идет об Олеге Павловиче Табакове, – развивает мысль Бояков. – Но так же очевидно для меня и то, что средний возраст худруков не может быть таким, какой он сейчас. Серебренникова и Миронова мы считаем молодыми руководителями – и это просто смешно! На самом деле должны существовать уже как минимум два поколения молодых ребят, которые считают Серебренниковых и Мироновых стариками и серьезно с ними воюют... в эстетическом плане. Мы имеем просто ужасную ситуацию! Нарушаем все правила культурной политики, которые, кстати, незыблемо соблюдались в Советском Союзе. Не надо забывать, что Товстоногов возглавил БДТ, когда ему было 30 с лишним лет. Где они – молодые худруки? Почему их нет?

[:image:]

– Действительно, почему?

– Потому что государство не хочет связываться с институтом худруков и очень боится авторитетов. Сложившаяся ситуация устраивает всех: государство за счет этого обеспечивает к себе лояльность, и худруки продолжают находиться на теплом месте. Но с точки зрения прогресса такая статистика недопустима. Мы обязаны думать о смене поколений.

Sobesednik.ru обратился к театральному режиссеру Василию Бархатову. Ему 32 года. Что ни постановка – событие. Он признан профессионалами. Талантлив, деловит. В сезоне 2013/2014 руководил оперной труппой Михайловского театра, но после ушел. Кому, как не ему и таким, как он, вести за собой труппы?

– Разговоры о том, чтобы стать художественным руководителем, со мной велись, но, поймите, не каждый театр хочется возглавить, – признается Василий. – В последнее время такие предложения мне не поступают совсем – в России мне не предлагают даже постановки. Сейчас я работаю в Европе.

[:image:]

– Ну а если бы все-таки предложили?

– Я бы, честно скажу, не пошел. В связи с неприемлемой для меня культурной политикой, которая сейчас проводится в нашей стране. С большинством чиновников я бы не хотел иметь ничего общего, а тем более чтобы в мои обязанности входило ежедневное общение с ними. Думаю, что большинство из тех молодых режиссеров, которые могли бы возглавить театры, не хотят связываться с художественным руководством именно по этой причине. Свободному человеку легче быть «вольным стрелком».

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика