Новости дня

15 декабря, пятница






14 декабря, четверг







































Церетели: Человек берет от искусства то, что ему интересно


Василий Церетели // Анатолий Ломохов/Russian Look

Василий Церетели рассказал Sobesednik.ru, зачем нужна «Ночь искусств» и как развивается современное искусство в России.

В ночь с 3 на 4 ноября в Москве пройдет одно из самых значительных событий в мире искусства — «Ночь искусства». В отличии от знаменитой «Ночи в музее», свои двери для посетителей откроют не только выставочные залы, но и театры, библиотеки, дома культуры и школы искусств. Sobesednik.ru поговорил с российским художником и исполнительным директором Московского музея современного искусства Василием Церетели о том, зачем обществу нужны такие акции и как оно относится к современному искусству.

— Как вы считаете, зачем нужна «Ночь искусств»?

— Всегда люди работают в будни, и им дается возможность пойти в музей в то время, когда они свободны. Чем больше люди приходят в музеи, парки, театры и другие места, тем больше это расширяет их кругозор, делает интереснее их жизнь и вообще способствует их развитию.

— А почему это именно ночь, а не день?

— Я уже сказал: днем они могут работать. А вечером те люди, которые работают днем, имеют возможность посетить музеи, у них появляется время туда пойти. Те люди, которые работают ночью, всегда могут посетить музеи днем, а вот вечером — такая возможность дается первый раз. Нет, не совсем в первый раз, традиционно стало любимым [это] время для людей посетить музей. Готовятся специальные программы, например в Российской Академии Художеств будет мастер-класс Зураба Церетели, где люди могут прийти и рисовать вместе с ним. У нас, в Московском музее на Гоголевском, буду встречи с Бартеневым Андреем, с художником. Каждый музей готовит специальные программы, и это всегда особое, запоминающееся, интересное зрелище.

Василий Церетели / Анатолий Ломохов/Russian Look

— Как вы считаете, на кого нацелена «Ночь искусств»?

— В последнее время очень много делается для того, чтобы привлечь новых людей и новую аудиторию в музеи. У нас есть бесплатное каждое третье воскресенье месяца [для посещения музеев], «Ночь искусств», «Ночь в музее», то есть те акции, которые дают возможность тем людям, которые не были в музее, посетить музей, или тем, кто уже любит музей, молодежи, прийти и насладиться этим вместе с друзьями, поэтому всегда очень интересно. Конечно, мы получаем очень много новых посетителей за счет «Ночи искусств» и «Ночи в музее».

— Как вы считаете, что происходит в России с искусством сейчас? Какие его тенденции?

— Вы знаете, в России искусство прекрасно развивается. Недавно была Московская биеннале современного искусства и множество других событий, индустриальная биеннале в Екатеринбурге, готовится биеннале молодого искусства. И очень много выставок — мы видим, сколько выставок делают наши российские музеи. На мой взгляд, это очень интересно — все увидеть, посмотреть.

— Как вы считаете, чего сейчас общество хочет от искусства?

— Мне кажется, каждый раз — неважно в какое время — от искусства [человек] берет то, что ему интересно. Многие хотят правды, многие хотят сиюминутно испытать какое-то ощущение, кто-то просто уходит в другой мир и расслабляется — каждый находит что-то свое. Кто-то хочет задуматься о проблемах каких-то глобальных. Художник всегда видит это, он может видеть те вещи, которых не видно. Кто-то хочет просто полюбоваться и вспомнить какие-то ощущения, которые давно не ощущал. Каждая работа открывает что-то новое, поэтому у нас сейчас идет программа в музее на Петровке, где показано искусство из нового мира, можно сказать, — из Кубы, Латинской Америки, Испании и так далее, — где каждый желающий может с помощью телефона рассказать об ощущениях от той или иной картины и создать свое уникальное произведение, свое персональное, созданное своим ощущением. Это очень интересно — смотреть, что люди ощущают от разного современного искусства.

— Как по-вашему, больше ли становится ценителей современного искусства или люди все-таки тяготеют к классике?

— Классическое искусство, то есть реализм, может быть современным. Поэтому люди, те, которые любят классику, и многие другие, начинают оценивать и любить то сиюминутное реалистическое искусство, которое является современным. И та классика, которую люди любят, — они должны понимать, что оно всегда было когда-то современным. Множество вещей, которые мы сейчас смотрим, кажутся нам традиционными и классическими, в то время как [когда] они создавались, они были и остаются очень новыми. Это вопрос вкуса и индивидуального подхода, но, мне кажется, меньше ценителей современного искусства не становится, их становится все больше и больше — этот результат мы видим по посещению выставок, фестивалей. Каждый находит в каждом из этих направлений то, что его интересует. Будет ли это фотография, будет ли это живопись, скульптура, перфоманс, видео — каждый находит что-то свое, особенное.

— Как вы считаете, какие отношения сейчас у власти и искусства? С одной стороны, представители власти часто выступает с заявлениями о том, что тот или иной объект современного искусства кого-то оскорбляет и его надо перестать финансировать, а с другой — устраивают вот такие акции для его поддержки.

— Вы знаете, это все очень общо. Есть какие-то конкретные примеры, конечно, но это не касается всего. Есть отдельные случаи, но, мне кажется, это не является политикой государства. Министерство культуры выделило средство на биеннале молодого искусства, на пресс-конференции был представлен новый куратор — британец Надин Самман. Мы видели, как представители Департамента культуры и Министерства культуры вместе сидели и говорили о том, что они выделяют средства и поддерживают пятую, юбилейную биеннале молодого искусства. Также мы видим, сколько выставок сделано в нашем музее, в Мультимедиа Арт Музее, во множестве других институций, которые показывают прекрасное современное искусство. То есть мы видим, сколько сделано тонких и прекрасных проектов, которые в том числе поддерживало государство. Есть отдельные вещи, которые могут не нравится, но это не значит, что современное искусство целиком воспринимается враждебно.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания