Псих из "Физрука": В 90-е хулиганское детство пригодилось
Актер Владимир Сычёв дал интервью Sobesednik.ru о том, как сериал «Физрук» вернул его в кино после долгих лет забвения

Актер Владимир Сычёв дал интервью Sobesednik.ru о том, как сериал «Физрук» вернул его в кино после долгих лет забвения.
За плечами у артиста Сычева – яркий старт, главные роли в «Ералаше», всесоюзная (тогда еще был СССР) узнаваемость, популярность. А потом… тишина. Кино в конце 80-х и в 90-е в России почти не снимали, артисты переживали профессиональную невостребованность, подрабатывали где могли. Владимиру тоже было туго. Потом были небольшие роли в сериалах и полнометражных лентах. И вдруг в возрасте за 40 такой подарок судьбы – «Физрук», и вторая волна популярности, и актер – кумир.
«Пуговкин спас меня от гнева режиссера»
Мы встретились на репетиции спектакля «Незваный гость» (по пьесе Леонида Филатова «Часы с кукушкой»), который Владимир играет с коллегами Андреем Свиридовым (охранник Гена из сериала «Универ») и Юлией Куварзиной (Настя из «Ворониных»). Артист был загорелый, отдохнувший, в прекрасном настроении.
[:image:]
– Наверное, из отпуска вернулись?
– Да, первый раз за много лет отдыхал целый месяц. Побывали с семьей в Турции. Отдохнул, набрался сил, накупался.
– Довольны тем, как складывается карьера?
– Еще бы – после большого перерыва я снова в профессии. В детстве-то снимался много. Но поступил в театральный институт, а там нам, студентам, запрещали сниматься в кино. На первом курсе меня еще приглашали по старой памяти в разные картины, было много предложений. Отказывался – надо учиться. На втором приглашали реже, к третьему обо мне вовсе забыли. А тут и начало 90-х, в российском кино наступил спад. И вот у меня не складывалось, разве что в театре поиграл немного.
– Переживали?
– Конечно. Но понимал: такова актерская профессия. Кто-то всю жизнь не может найти свой материал и своего режиссера, как повезет.
– Но давайте о хороших временах поговорим. Вам ведь посчастливилось работать с настоящими корифеями, мастерами. А как все начиналось?
– Очень просто. На улице подошла ассистент режиссера и предложила мне принести фотографии в картотеку студии имени Горького. Я был еще мальчишкой. Мама моя, услышав, обрадовалась. Она сама в детстве и юности мечтала на актрису выучиться, но не решилась, работала воспитательницей в детском саду. Папа закончил институт культуры по классу баяна. То есть творческая семья. А я был «трудный ребенок» – школу, чего греха таить, прогуливал, на улице днями пропадал. Компания дворовая – чердаки, подвалы, крыши, огороды, рогатки, драки… Родители-то все время на работе, заниматься моим воспитанием им особо было некогда. Но, правда, я увлекался спортом: дзюдо, на лыжах с трамплина прыгал.
[:image:]
Кино стало отличным шансом и в творчестве себя попробовать, и от дворовых компаний отойти.
Правда, и на съемках умудрялся нарушать дисциплину. Несколько лет подряд снимался в Ялте, там в школу ходил. Кстати, в первый же день разбил в физкультурном зале окно. Никто не узнал, мы сразу убежали, ялтинские друзья меня не сдали.
Так вот, на съемках действовало правило в отношении меня: если нужен на съемочной площадке, приезжает машина и забирает со школьных уроков. И вот я как-то, сдружившись с местными мальчишками, с ними сбежал, по огородам лазали, как раз поспел инжир. Пришли в школу к концу уроков, вразвалочку – а меня машина, оказывается, ждет с 11 утра. Надо срочно ехать на площадку, а съемка – с Верой Васильевой и Михаилом Пуговкиным, народные артисты ждут меня, пацана. Думал, сейчас влетит, уже и голову в плечи втянул. Но Михаил Иванович Пуговкин, увидев меня, сказал режиссеру: «Ладно, пацан молодой, ему погулять охота». По-отцовски, по-дедовски, по-доброму отнесся. А мне было так стыдно, хоть сквозь землю провались. Извинился, запомнил на всю жизнь, больше старался не подводить коллег.
С «Ералашем» много снимались и гастролировали, посчастливилось работать с Георгием Вициным, Евгением Моргуновым, Натальей Крачковской, Леонидом Филатовым… Это были счастливые дни.
[:image:]
Леониду Филатову я особенно благодарен. Как-то снимался у режиссера Александра Митты. Я тогда был подростком. В студии Горького-то, где я снимался прежде, знали об особенностях работы с детьми. А тут снимал «Мосфильм», взрослая студия, и команда, и требования – как ко взрослому.
Помню, у меня какая-то сцена не получалась, хоть убей. Ансамбль звездный: Табаков, Соломин... Раздраженный режиссер начал ругаться, у него и так дел по горло, а тут я еще проблем доставляю. А я со страха еще больше зажался, просто оцепенел. Тут Филатов попросил Александра Наумовича: «Дайте нам с Володей пять минут».
Была зима, снимали в загородном особняке. Мы прошли по берегу реки, и Леонид Алексеевич спокойно объяснял. Пришли, отрепетировали – и я с одного дубля сыграл. Благодарен на всю жизнь.
«Один из немногих, кто звонил мне в трудное время – Борис Грачевский»
– На улицах меня узнавали, – продолжает наш герой, – «Ералаш» ведь каждые выходные в программе «Будильник» показывали, смотрели все. Ну а потом я вырос…
[:image:]
– А где вы работали в 90-е?
– Скажу так: оттачивал свои спортивные навыки – хулиганское детство пригодилось. Но не хочется подробно уточнять, не стыжусь, нет, это моя жизнь, что было, то было. Но и смаковать не собираюсь.
– Что все-таки помогло вам не упасть: кино, спорт или крепкий характер?
– Думаю, и то, и другое, и третье.
– С Борисом Грачев-ским дружите?
– Да. Более того, когда я был вне профессии, единственный человек, кто мне звонил просто узнать, как дела, поддержать, был Борис Юрьевич. Он приглашал меня на телепрограммы, куда его самого приглашали. И я с ним побывал на многих передачах – «Угадай мелодию», «Кто хочет стать миллионером?» и других.
«С Нагиевым сработались: "братулёк, старикаша!"»
– Как считаете, почему «Физрук» так зрителям в душу запал?
– Материал актуальный, отлично написан.
[:image:]
На съемках мне очень комфортно. Мы с Димой Нагиевым много импровизируем: «братулёк», «старикаша», – это сами придумали. Мы и вне площадки нашли общий язык, хорошие товарищеские отношения. На рыбалку вместе не ездим, я детей-то своих вижу не так часто, как хотелось бы, – времени не хватает. А Дима и подавно занят на многие месяцы вперед. Но в гости я к нему заезжал, очень хорошо общаемся.
– Зрители на улицах узнают, приятно?
– Кто-то подходит просто: «Здрасьте, а можно руку пожать?» Или: «А можно сфотографироваться, вы мой любимый актер». Или вовсе: «Владимир Владимирович, извините, понятно, все надоедают, но можно автограф?» Находятся, конечно, и невоспитанные товарищи, кричат: «Эй, Псих, иди сюда!» Узнавание для артиста приятно, если оно не выходит за рамки культурных отношений.
– Кого бы не согласились играть никогда?
– Гомосексуалиста (подробнее о мнении актёра можно прочитать ЗДЕСЬ).
– А маньяка, Гитлера?
– Мне в последнее время предлагают все больше комедийные роли. Хотя сам-то я себя считаю, наоборот, драматическим актером. И Гитлера бы не против сыграть, и Сталина, и Берию. Хотел бы сыграть в историческом фильме про Русь – масштабно, типа «Храброго сердца» или «Гладиатора», но про наших русских предков.
[:image:]
Хотелось бы расти, развиваться, получать интересные предложения, оставаться в профессии, чтобы кризисы не влияли.
Жена поддерживает, хотя одно время говорила, может, лучше мне поискать другую профессию. Но ждала, терпела, вместе со мной голодала, бывало и такое. Благодарен, что она этот период со мной прошла. У нас две дочери – Анна и Мария. Долгожданные, желанные. Старшей 4 годика, младшей – 2. Так вышло – впервые я стал отцом в 39 лет. Раньше, мне кажется, и не был готов к такой ответственности.
Старшая доченька уже снялась в кино в небольшой роли, мой друг-продюсер ее туда сосватал. Я потом ее спросил, что больше всего понравилось. А она ответила: «Когда мне хлопали, а я кланялась».
– Желаем вам побольше ярких и главных ролей и успешной премьеры спектакля.
– Спасибо, будем стараться.
[:wsame:]
[:wsame:]