Новости дня

23 ноября, четверг


























22 ноября, среда



















"Солнечный удар" по Америке: мимо или наотмашь?

«Собеседник» №37-2015

6-й заход Михалкова на «Оскара» – самый безнадежный // kinopoisk.ru

Обозреватель Sobesednik.ru анализирует, какая судьба ждет на «Оскаре» картину Никиты Михалкова «Солнечный удар».

Американские киноакадемики, решающие судьбу «Оскара», будут вынуждены посмотреть фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», который выдвинут на премию от России. На большее, по словам режиссера, он «в создавшейся ситуации» не рассчитывает.

Это выдвижение было, наверное, самым спокойным за все последние годы. Что вроде бы странно: с предыдущим фильмом Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» случился большой скандал. Тогда председатель Российского оскаровского комитета Владимир Меньшов отказался подписать протокол о выдвижении картины, а многие заговорили о михалковском лобби: фильм, вызвавший шквал критики и насмешек, победил «Фауста» Сокурова и «Елену» Звягинцева. И уже тогда наметилось незримое напряжение между нашими режиссерами, снискавшими лавры на Западе (прежде всего Звягинцевым), и российской «киновертикалью» с императором Михалковым на троне, которая в фаворе ТУТ, но не в фаворе ТАМ.

На этот раз Звягинцев с Михалковым разминулись: «Левиафан» отправляли за «Оскаром» в прошлом году, и он вошел в пятерку номинантов. А избежавший повторного клинча Никита Сергеевич одолел на национальном отборе фильмы «Битва за Севастополь», «Дурак», «Под электрическими облаками», «Орлеан», «Батальон» и «Арвентур».

В пользу Михалкова говорит его кинематографический вес, опыт участия в оскаровских гонках (Н. С. будет биться за статуэтку уже в шестой раз), а главное – сам фильм, который, в отличие от «Предстояния», получился глубоким, с высокой драматургией и мощным литературным и историческим бэкграундом. Не в пользу то, что этот бэкграунд сугубо российский, причем столетней давности. Фильм снимался для российского зрителя, и все месседжи, которые Н. С. закладывал в картину, предназначены для внутреннего пользования. Это для нас революция и Гражданская война – боль. А без того, чтобы пропустить эту боль через себя, сложно признать фильм лучшим, будь ты киноакадемиком хоть семи пядей во лбу. В последние годы фильмы о Великой Отечественной («Белый тигр» Шахназарова и «Сталинград» Бондарчука) заокеанской киноакадемией оценены не были. С другой стороны, они были и слабее «Солнечного удара».

Никита Михалков / Андрей Струнин / «Собеседник»

Припомнят ли Михалкову его пропутинскую позицию? Сам режиссер намекает на утвердительный ответ. Наверняка кто-то из «голливудских воротил» будет руководствоваться и этим, но и Н. С. тут кокетничает: шансы попасть в число номинантов, а тем более победить крайне малы. Говорить, что Штаты из вредности не продвинут в шорт-лист российский исторический фильм, снятый светочем российского патриотизма, – это предсказуемая, но все равно красивая позиция. А Михалков как крупный режиссер любит, чтобы все было красиво.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания