Вера Васильева: Чтобы не сгореть от любви, вышла за другого

Вера Васильева рассказала Sobesednik.ru о домогательствах режиссера Пырьева и браке с нелюбимым, но заботливым мужчиной

Фото: Вера Васильева в спектакле «Пиковая дама» // Екатерина Цветкова / Russian Look

Вера Васильева рассказала Sobesednik.ru о домогательствах режиссера Пырьева и браке с нелюбимым, но заботливым мужчиной.

Все те же ямочки на щеках, знакомые миллионам людей после выхода на экраны «Сказания о земле Сибирской» и «Свадьбы с приданым», те же горящие добротой глаза... Народная артистка СССР, дважды лауреат Сталинской премии Вера Васильева 30 сентября отмечает 90-летие. Актриса, над которой не властно время, в интервью Sobesednik.ru рассказала о том, как полжизни любила женатого режиссера, как 25 лет назад встретила женщину, ставшую для нее дочерью, в чем секрет ее долголетия и вечной молодости.

Будущая прима Театра сатиры родилась в Москве 30 сентября 1925 года. Выросла она в коммуналке с родителями, помимо Веры, в семье было еще две дочери и сын. Отец Васильевой был человек тихий, покорный, работал на военном заводе шофером, мама – женщина, мечтавшая о хорошей жизни, но вынужденная с утра и до вечера хлопотать по хозяйству.

[:image:]

– Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет, это было самое страшное время. Маму с двухлетним братом эвакуировали в башкирскую деревню, старшая сестра Валя к тому времени уже окончила мединститут, и ее отправили в Киргизию работать сельским врачом, еще одна сестра трудилась в Минобороны, министерство эвакуировали в Куйбышев, – вспоминает военные годы Вера Кузьминична. – А мы с отцом остались в Москве. Я перешла из обычной школы в вечернюю, так как днем приходилось трудиться на военном заводе, где работал мой отец. Работать пошла, чтобы как-то прокормить себя, так как сотрудникам завода давали рабочие карточки на питание. Отработала я там два года, в 1943 году решила попробовать поступить в Московское театральное училище. Учитывая внешность – краснощекая, робкая, наивная – тип доброй мещаночки, прочитала монолог Липочки из пьесы Островского «Свои люди – сочтемся». Во время моего чтения Владимир Готовцев, руководитель училища, ученик Станиславского, сначала заулыбался, а потом раздался его рокочущий смех. Меня приняли в училище, зная, что я еще не окончила вечернюю школу, педагоги закрыли на это глаза.

[:wsame:]

C монолога Липочки началась студенческая жизнь будущей народной артистки Советского Союза, о славе и всенародной любви Вера Васильева не думала даже в самых смелых мечтах.

[:image:]

– Смотрела на студентов старших курсов, и они мне казались такими талантливыми, прямо любовалась на них. Себя таковой никогда не считала, я человек скромный, робкий и полагала, что после окончания училища в столичных театрах для меня не найдется места. О кино и вовсе не думала, слишком уж простенькая я для экрана. Когда была студенткой, снялась в массовке в фильме «Близнецы» – и это было счастье.

Все изменилось после войны, в 1947 году знаменитый советский режиссер Иван Пырьев (позже стал директором киностудии «Мосфильм». – Авт.) предложил выпускнице театрального училища главную роль в фильме «Сказание о земле Сибирской». Васильева сыграла Настеньку Гусенкову, официантку-буфетчицу, бывшего сержанта. Премьера фильма стала одним из главных событий 1947-го, ленту с утра до вечера крутили во всех кинотеатрах, работу юной артистки Васильевой отметил сам Иосиф Сталин. 22-летняя выпускница театрального училища стала лауреатом Сталинской премии.

[:wsame:]

– Пырьев вызвал меня в гостиницу, пришла, он сказал: «Ну и как ты меня отблагодаришь?», я ответила: «Спасибо вам». Он недоуменно спросил: «И все?», а что я еще могла... Тогда Иван Александрович сказал, что больше я сниматься не буду (кинорежиссер в то время был женат на актрисе Марине Ладыниной. – Авт.). И действительно, потом несколько лет меня не приглашали в кино. Но я не в обиде на Пырьева, он прекрасный режиссер, который дал мне возможность сыграть такую замечательную роль. Я всегда вспоминаю его хорошим словом и очень благодарна за все, что он сделал. Его ошибка, думаю, была в том, что он не знал меня, очевидно, подумал, что я доступная. Мне было совсем непонятно, о какой близости может идти речь, если нет любви.

В следующий раз актриса появилась перед камерой через четыре года, в 1951 году она сыграла колхозницу Лизу в фильме «Большой концерт», но Васильеву даже не указали в титрах. Уже через пару лет кинофортуна снова ей улыбнется. В 1953-м вся страна увидела фильм-спектакль «Свадьба с приданым», лучший бригадир колхоза «Искра» Ольга Степанова стала родной для миллионов советских жителей. И снова ошеломительный успех, Вера Кузьминична во второй раз стала лауреатом Сталинской премии. Дальше не менее яркая роль – мама Чука и Гека в экранизации одноименного рассказа Аркадия Гайдара. В 1954 году 29-летняя актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР.

[:image:]

На сцене Вера Васильева встретила свою судьбу – актера Владимира Ушакова. В спектакле «Свадьба с приданым» он играл ее жениха.

– Постановка шла в Театре сатиры много лет, позже мы подсчитали – 900 раз Володя признавался мне в любви на сцене, причем каждый раз это было по-настоящему. Он долго за мной ухаживал, а я не сразу ответила ему взаимностью. В то время была влюблена в режиссера «Свадьбы с приданым» Бориса Ивановича Равенских, он был тогда женат. Относилась к нему обожествленно, вы себе не представляете, какой это талантливый, прекрасный режиссер и человек. Я его любила, это было большое чувство... Чтобы не сгореть от него, вышла замуж за Владимира Ушакова. Он мне тогда сказал: «Станешь моей женой – не пожалеешь, буду оберегать тебя, любить, жалеть». И действительно, ни разу не пожалела. Володя стал моим спасением, я ему была очень благодарна. Он оградил от всех проблем, забот, взял все домашние хлопоты на себя, потому что я человек, совершенно не приспособленный к быту. Первые годы после свадьбы жили в комнате размером шесть квадратных метров в коммуналке, и у нас была домработница. Я тоже Володю оберегала, последние 15 лет жизни он тяжело болел, у него были серьезные проблемы с сердцем. Старалась сделать все, чтобы он как можно больше радовался. Володя ведь был добрый, как ребенок, он умел радоваться за своих коллег, а это редкое качество для артиста. Я прожила с ним счастливую жизнь. Он часто повторял, когда я возвращалась из театра: «Какое счастье, ты пришла!» или: «Какое счастье, Верочка со мной».

[:wsame:]

Однако находиться постоянно у кровати больного мужа Вера Кузьминична не могла, ей нужно было ездить на гастроли, сниматься в кино и на телевидении, чтобы были деньги на лечение супруга. В 1991 году мужа снова положили в больницу, вечером после работы она с тяжелыми сумками продуктов поехала к нему на автобусе, такси себе позволить в ту пору не могла.

[:image:]

– На остановке я заметила женщину, которая еле волочит огромные сумки. На улице был уже вечер, видела я ее со спины, поэтому сразу и не поняла, что это знаменитая артистка. Когда подошла к ней и предложила помочь, то узнала в незнакомке Веру Васильеву. Каково же было мое удивление, что человек, имеющий звание народного артиста СССР и еще уйму наград, ездит на автобусе с такими сумками, – вспоминает день знакомства с будущей крестной мамой Дарья Милославская. – Мне тогда было 19 лет. Помогла ей донести сумки, и на этом все закончилось, через некоторое время написала письмо, рассказала, что очень люблю ее творчество, так как мы с родителями (Дарья родилась в семье филологов. – Авт.) часто ходили в Театр сатиры на спектакли. Она мне ответила, стали общаться. Потом поняла, что просто хочу помогать этому человеку, ничего не ожидая взамен. Вскоре родители мне купили машину, и первая моя поездка была в театр, чтобы отвезти Веру Кузьминичну после спектакля домой.

С тех пор вот уже 24 года Дарья всегда рядом с народной артисткой. Она получила два высших образования. Занимается 43-летняя женщина правом в сфере некоммерческих организаций и благотворительных фондов. Она живет отдельно от Веры Кузьминичны в собственной квартире с пятилетней дочерью Светой, которую воспитывает одна. Ее дочь называет легенду советского кино бабушкой.

– Сначала мне было непросто, так как муж Веры Кузьминичны Владимир Петрович Ушаков не сразу меня принял. Конфликтов открытых, слава Богу, у нас не было. Но я чувствовала, что он как-то ревностно воспринял мое появление в их жизни, оно и понятно – у него уже сформировалось личное пространство и тут вдруг в него вторгается посторонний человек, – рассуждает Дарья. – Но мы с ним вскоре нашли общий язык. Когда Вера Кузьминична уезжала на гастроли, я ухаживала за Владимиром Петровичем. Последние годы жизни он вообще не мог находиться один, так как практически ослеп...

[:image:]

Заслуженный артист РФ, который больше 50 лет выступал на сцене Театра сатиры, умер 17 июля 2011 года в одном из подмосковных санаториев.

– Мы с Володей были там вместе. У него за несколько дней до этого было два сердечных приступа подряд, я поняла, что надо везти его в больницу, – перебирает в памяти события, предшествующие смерти мужа, Васильева. – Как раз 17 июля мы решили уехать из санатория в клинику, но ему резко стало плохо, случился инфаркт. Вызвали скорую, медики приехали не так быстро, все-таки это было в Подмосковье. Я поехала вместе с ними в больницу. Через полчаса ко мне вышли врачи и сказали, что Володи больше нет...

Вера Васильева и Владимир Ушаков были вместе почти 60 лет. Пережить эту потерю ей помогла Дарья. Своих детей у актерской пары никогда не было, и единственная отрада для народной артистки – это крестная дочь (кстати, с родителями Дарьи актриса была очень дружна. – Авт.). Несмотря на все удары судьбы, звезда советского кино продолжает выходить на сцену родного Театра сатиры, а перед премьерными показами порой по несколько месяцев в ежедневном режиме по четыре часа в день репетирует. Помимо театра, продолжает сниматься в кино. Скоро выйдет на экраны комедия «Праздник непослушания», где актриса сыграла бабушку со старомодными взглядами.

– В этом году впервые почувствовала возраст, стала уставать, – откровенничает Вера Кузьминична. – Но в душе мне 16 лет!

В свои 90 лет фигура и внешность актрисы – предмет восторга. Она надевает модные платья и выглядит так, будто время над ней потеряло власть.

– Думаю, секрет долголетия и красоты Веры Кузьминичны в том, что она никогда не злится, ни о ком не говорит плохо. Если ее и обижают, то молча уходит, – подмечает особенности характера крестной мамы Дарья. – Сказывается и то, что никогда не курила, не пила. Она умеет искренне радоваться мелочам, всегда улыбается и никогда не отчаивается, подавая пример всем нам, что нужно уметь получать удовольствие даже от самой малости.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика