3 млн за 1,5 дня: в чем секрет рекорда Бориса Гребенщикова
Борис Гребенщиков с помощью краудфандинговой платформы «Планета» собрал на свой альбом 3 миллиона рублей за рекордные 36 часов. Мы узнали у экспертов, что такое краудфандинг, как сделать свой проект выигрышным и почему кампания БГ имеет такой успех
Эксперты раскрыли для Sobesednik.ru секрет успеха краудфандинговой кампании Бориса Гребенщикова.
Sobesednik.ru писал ранее о том, что Борис Гребенщиков с помощью краудфандинговой платформы «Планета» собрал на свой альбом 3 миллиона рублей за рекордные 36 часов. Мы узнали у экспертов — Алексея Дубровского, со-основателя компании «КраудКонсалтинг», известного музыкальный критика Артемия Троицкого и генерального директора платформы «Планета» Федор Мурачковский, — что такое краудфандинг, как сделать свой проект выигрышным и почему кампания Бориса Гребенщикова имеет такой успех.
Алексей Дубровский, со-основатель компании «КраудКонсалтинг» и со-основатель и руководитель проекта «Краудсорсинг», консультирующий компании и помогающий им сделать успешный проект на западных краудфандиговых платформах, рассказал «Собеседнику», что успех краудфандинговой компании зависит от правильной к ней подготовки:
— Для того, чтобы разместиться на любой краудфандинговой платформе, нужно иметь не только большое желание, но и достаточно хорошую подготовку. Сначала вам нужно снять на видео ваш рассказ о продукте, обратиться к своим поклонникам, почитателям, друзьям, сообществу, на которое вы ориентированы, с просьбой посодействовать его реализации. Главное — объяснить, чем продукт будет полезен, чтобы люди захотели в него вложиться. Видео должно быть кратким и динамичным.
Во-вторых, нужно сделать правильное описание проекта, которое идет внизу видео, и придумать вознаграждение, которое получат спонсоры. Вознаграждение должно соответствовать ожиданиям спонсоров, иначе каким бы замечательным ни был этот проект, люди не захотят вложить в него деньги, если за это им достанется открытка. Но если это открытка с автографом очень известного человека, как, например, Бориса Гребенщикова, то в таком случае это бесценно. Если сейчас посмотреть вознаграждения на «Планете», то почти все идет с подписью Гребенщикова.
[:wsame:]
В-третьих, нужно понимать не только как разместить проект, но и в какое время. Если вы разместитесь только в середине месяца или в конце месяца, когда у людей уже нет денег, то вряд ли кто-то поддержит проект. Для успеха кампании должна быть правильная подготовка и правильное время выхода. Это комплекс мероприятий, без которого говорить об успешности проекта не приходится.
— Как проект начинает зарабатывать деньги? Есть ли какие-то еще вещи, помимо тех, которые Вы назвали, которые могут поспособствовать его успеху?
— Как правило, сначала проект спонсирует ближний круг человека, его друзья и родственники, которые хотят его поддержать. Также на первом этапе деньги могут прийти от аудитории поклонников, если продукт или выпускающий его человек известен. На самом деле многие наивно полагают, что успехом проекта являются деньги. Краудфандинг — это далеко не деньги, это волшебный пинок в светлое будущее. Не всегда у человека нет денег на воплощение идеи, иногда он использует краудфандинг в целях маркетинга. Например, если музыкант хочет выпустить альбом, то с помощью краудфандинга он может проверить у большой аудитории востребованность его проекта, понять по комментариям, по деньгам, насколько он нужен. Автор проекта как бы говорит «Я хочу это сделать» и получает ответ от пользователей, которые, во-первых, скажут, нужно это или нет, а во-вторых, подскажут, как это сделать.
[:wsame:]
Краудфандинг — это также пиар для проекта. Новости и статьи про кампанию Гребенщикова указывают на большой успех в прессе. Кто-то написал, другой подхватил, пошел вирус, и чем больше людей об этом напишут, тем больше людей придут на «Планету» и внесут деньги. Очень важно понимать, что пиар в правильной краудфандинговой компании заранее подготовлен. Если бы о том, что Гребенщиков решил запустить кампанию на «Планете», много писали до самого запуска, то сборы могли быть в разы больше. Работа с прессой в краудфандинге очень важна. Надо подготовить свою лояльную аудиторию. У Бориса Гребенщикова лояльная аудитория — вся страна, которая его любит, несколько поколений людей, которые выросли на его творчестве. В другом случае, человеку пришлось бы находить какие-то лояльные сообщества, договариваться с ними о поддержке.
[:image:]
— О поддержке материальной?
— Поддержка — это не только деньги, это отклики. Человек может сделать проект, разместить его и не собрать денег, но сделать себе рекламу и получить какие-то отклики. После этого к нему могут обратиться инвесторы и непосредственно вложиться в проект. Краудфандинг сам по себе беспроигрышный по определению. Можно выиграть чуть-чуть, а можно выиграть много. Когда ты делаешь компанию, то ты получаешь рекламу и развитие. Краудфандинг — это возможность проверить способность своего продукта, возможность рассказать о продукте большому числу людей, получить обратную связь для того, чтобы продукт усовершенствовать; так называемый краудсорсинг — бесплатное знание людей, их компетенции, которые бесплатно передаются людям для их реализации. И только в последнюю очередь это деньги. Деньги — это приятный бонус.
— Есть ли в сфере краудфандинга мошенники?
— Практически нет. Мошенники — это люди заблуждающиеся и увлекающиеся, но их очень мало. Как я уже сказал, первый круг, который поддерживает проект, — это близкие родственники, знакомые, и обмануть всех практически невозможно. Могут быть единичные случаи, но когда человек начинает понимать, какую аудиторию ему придется обмануть, он бросает это.
— Что получают сами платформы, на которых регистрируются проекты?
— В случае успеха — процент от сборов.
— В какие сферы люди вкладывают больше всего? Что сейчас наиболее востребовано?
— На сегодняшний день в мире наибольший отклик получают продукты технологического свойства — это IT— сфера, которая в России вообще не работает. В России выстреливают только проекты творческие, благотворительные. [Писатель и автор сценария фильма «Петрушка», финансируемого краудфандингом, Виктор] Шендерович, Гребенщиков и другие — это люди с большим авторитетом, жизненным опытом, у которых есть поклонники. В России идет творчество. Если у российских, украинских, белорусских и у других жителей постсоветского пространства есть проекты технологического свойства — те же игры, предметы, девайсы, трекеры, — то они идут на зарубежные платформы. Там другие сборы, другой класс. Чтобы в России это появилось, должно вмешаться государство, ведь общество вообще не знает о краудфандинге. Сейчас люди начинают что-то узнавать об этом благодаря Гребенщикову, но они только услышали «краудфандинг» и «три миллиона». Никто не понимает сути, ведь на самом деле три миллиона для Гребенщикова — смешно, он может потратить эти деньги и не заметить. А вот то, что о нем опять заговорила вся страна, о том, что он сделал пиар, стоящий ему три копейки, своему турне, которое принесет ему сотни миллионов долларов, — об этом никто не говорит и никто не думает. К тому же как вознаграждение Гребенщиков продает старые альбомы — гениальный ход.
[:wsame:]
Известный музыкальный критик Артемий Троицкий не считает, что о Гребенщикове когда-либо забывали — он видит успех кампании БГ в том, что музыканта любит вся страна:
— Чем, как Вы думаете, можно объяснить успех кампании Бориса Гребенщикова в краудфандинге?
— Я думаю, что это отчасти связано с общим статусом Бориса, ведь он один из самых известных наших музыкантов, человек в высшей степени почитаемый и авторитетный. Во-вторых, во многом такой успех может быть обусловлен его последним сольным альбом под названием «Соль», который вышел чуть меньше года тому назад — это был исключительно сильный альбом, одна из лучших работ Гребенщикова за весь его творческий путь. Поэтому, мне кажется, очень многие ждут продолжения этого праздника, поскольку видят, что Борис находится в прекрасной творческой форме.
[:image:]
— Тенденции постоянно меняются, общество требует нового, но почему Гребенщиков не перестает быть популярным и актуальным?
— Борис — человек разносторонний, он пишет песни как на вечные темы, так и на злобу дня. У него получается очень убедительная смесь из того и другого. С одной стороны, все мы знаем его как певца и философа, с другой стороны, время от времени и с похвальной регулярностью он пишет песни о том, что происходит в стране и что мы сейчас чувствуем. В этом смысле его последний альбом «Соль» очень и очень попал в струю с такими песнями, как «Праздник урожая во дворце труда», «Пришел пить воду». Каждый может найти у Гребенщикова что-то для себя: кто-то утешение, кто-то вдохновение, кто-то просто красивую музыку и давно любимый голос. В общем, Боря — молодец.
[:wsame:]
— Как Вы считаете, какой будет музыка Гребенщикова через десять лет? Будет ли она как-то эволюционировать?
— Музыка Гребенщикова никак не эволюционирует. Я бы не сказал, что он из тех музыкантов, которые придумывают новые музыкальные миры. Все-таки он в первую очередь философ, нежели музыкант-исполнитель, поэтому сейчас музыка Гребенщикова крайне мало отличается от той музыки, что он играл десять, двадцать, тридцать лет назад. Если он и эволюционирует, то не вширь, а вглубь. Он привлекает к работе новых музыкантов, музыка его становится более тонкой, он работает с такими прекрасными продюсерами, как Митчелл Фрум, который продюсировал его последний альбом «Соль», и от этого его музыка, конечно, тоже выигрывает. Он как бы нашивает на свою музыку новый бисер, наставляет на нее какие-то новые оклады, но в общем она остается прежней.
Генеральный директор краудфандинговой платформы «Планета» Федор Мурачковский уверен в том, что любовь общества к Борису Гребенщикову поможет ему собрать еще большую сумму и побить свой рекорд:
— На сегодняшний день кампания Бориса Гребенщикова — самая рекордная в российском краудфандинге: собрать 3 миллиона рублей за 36 часов еще никому не удавалось. Это абсолютный рекорд по суточным сборам и, судя по темпам кампании, это далеко не предел — проект только начался. Ясно одно — конечная сумма будет внушительная.