Режиссер "Москва никогда не спит": Спасаю Россию от клише

Джонни О'Райли рассказал о своей любви к Москве, финансировании кино в России и ее неправильном образе в западных СМИ

Фото:

Джонни О'Райлли рассказал о своей любви к Москве, финансировании кино в России и ее неправильном образе в западных СМИ.

В четверг, 3 сентября, на большие экраны выйдет фильм «Москва никогда не спит», состоящий из нескольких новелл, повествующих о том, как жизнь столичного человека может перевернуться с ног на голову в один миг. Судьбы предпринимателя, чей бизнес рушится из-за властных бюрократов, ненавидящих друг друга сводных сестер, которым придется найти взаимопонимание в опасной ситуации, молодого человека, вынужденного оставить свою бабушку, певицы, разрывающейся между двумя мужчинами, и знаменитого актера, которого похищают средь бела дня, переплетутся друг с другом, позволяя каждому найти то, что они так долго искали. В течение одного дня — дня Москвы — жизни героев изменятся навсегда.

Режиссером этого фильма к удивлению зрителей оказался ирландец, который вот уже 12 лет живет в Москве. Это будет уже второй фильм Джонни О'Райлли о Москве, который представляет собой не только результат двух с половиной лет напряженной работы, но и визуальная поэма второму родному городу, где переплетаются жизни его обывателей.

[:image:]

Sobesednik.ru публикует интервью О'Райлли, в котором он рассказывает о вдохновении, любви к Москве и кинематографическом процессе в России.

— Съемки фильма заняли у Вас немало времени: подготовка началась в 2012 году, а за ней последовали долгие задержки из-за ожидания требуемых погодных условий. Что вы чувствуете сейчас, когда Ваш фильм выходит спустя 3 года?

— Да, подготовка началась в 2012 году, но сам фильм был почти закончен в 2014. Так что для того, чтобы завершить фильм, понадобилось два с половиной года, вместо обычных полутора лет. Главной причиной задержек и переноса съемок были временные рамки фильма: согласно сценарию, все действие происходит в День города, поэтому для съемок требовалась подходящая погода. Здесь все обстояло не так просто: когда ты начинаешь снимать в конце августа в России, у тебя есть всего пару недель, чтобы завершить фильм, потому что иначе придет зима и экстерьер не подойдет для съемок. В Ирландии ты можешь отложить начало съемок на несколько недель, если есть какая-то финансовая заминка, но в Москве ты себе такого позволить не можешь. Фильм «Москва никогда не спит» мы начали снимать в сентябре 2012 года, а продолжили только в сентябре 2013.

Сейчас мне не терпится показать фильм зрителям. Эта картина — взгляд иностранца, проскользнувшего в самое сердце России и воспринимающего все со своей точки зрения.

— Что Вас вдохновило на съемки фильма? Как-то Вы назвали его своей «любовной поэмой Москве»...

— Москва — это город, который я люблю и который был для меня домом последние 12 лет. Это также самый большой город Европы, но очень мало западных жителей здесь были. Я все время думал, что зрителям всего мира стоит узнать ту Москву, которая скрывается за рамками стереотипов. К сожалению, большинство информации, которую получают люди с Запада, фильтруется через призму геополитики и национализма. Все, о чем мы слышим, — это вопиющие действия русского правительства, однако мы совсем ничего не знаем о жизни обычных людей. Так что моим намерением изначально было поймать дух города — его уникальную атмосферу, гуманность и жестокость его обитателей, его яркую ночную жизнь — и при этом разрушить популярные стереотипы о России в западных СМИ, избавить страну от клише, которыми ее наделяют.

[:image:]

— Пересекающиеся истории и сюжетные линии многих персонажей — задумка, трудная для выполнения. Вы смотрели какие-нибудь фильмы для вдохновения? Может, работы режиссеров, которые предпочитали похожие задумки?

— Да, я смотрел много фильмов, которые содержали в себе несколько новелл, они помогли мне сформировать идею фильма. В основном, я опирался на две совершенно непохожие картины, режиссеры которых прибегли к крайности. Одна из картин — фильм «Короткий монтаж» Роберта Олтмена, где почти нет отчетливых тем и параллелизма историй. Другой фильм — это работа Пола Хаггиса «Столкновение», в которой очень четко и ясно раскрыта тема расизма и ксенофобии (боязни иностранцев — прим. Sobesednik.ru), а линии главных героев переплетаются слишком тесно. Я знал, что «Москва никогда не спит» не будет иметь только одной темы как в «Столкновении», но ее герои не будут слишком отделены друг от друга как в «Коротком монтаже». Я хотел, чтобы фильм производил впечатление одной большой истории, не альманаха и не отдельных новелл. Поэтому я объединил персонажей вокруг двух семей. В этом смысле фильм может напомнить зрителям «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, так как он, я надеюсь, сможет в полной мере передать всю глубину жизни в Москве.

[:image:]

— Ваш фильм финансировали как европейские компании, так и продюсеры из Москвы. Можете ли вы рассказать о том, как дело на самом деле обстояло с бюджетом во время съемок, который вы получали от московских инвесторов?

— Финансирование фильма была для меня сродни поездке на аттракционе. С одной стороны я имел дело с легальными уважаемыми компаниями, такими, как Eurimages и Irish Film Board. С другой стороны, я заключил несколько очень личных сделок с разными российскими инвесторами. Это были два совершенно разных процесса, происходящие в совершенно разных мирах. Ни одна на сторона на самом деле не понимала другую, но обе хотели запустить проект. Большинство сделок с русскими инвесторами было заключено во время съемок. Я помню, что несколько раз уходил с площадки, садился в кафе, закуривал и думал о том, где найти деньги для съемок на следующей неделе. Дважды мы почти оставались без бюджета, однако всегда находилось несколько путей, чтобы спасти деньги и продолжать снимать еще несколько дней. Несмотря на трудности, мы все же закончили картину.

[:image:]

— Это Ваш второй художественный фильм и вместе с тем второй фильм про Россию. В чем, как Вам кажется, главное различие между киноиндустрией Ирландии и России?

— На самом деле их даже нельзя сравнить. Кино в России нацелено на местного жителя. Продюсеры почти не стремятся продать фильмы заграницу, а государство практически не стимулирует киношников сотрудничать с иностранцами. Больше 80% европейских фильмов сделаны с помощью международного сотрудничества. В России эта цифра еле достигает 10%. Но в тоже время в России есть куда больше путей для поиска частных лиц, готовых финансировать фильм.

— В Европе считают, что русские слишком сильно переживают о том, что о них думают другие народы. Как Вам кажется, фильм сможет их успокоить?

— Я надеюсь. Я не любитель создавать фильмы, которые можно назвать патриотичными, но в тоже время я не считаю, что тот образ, которые навязывают Западные СМИ и есть действительный образ России, — сказал О'Райлли в интервью порталу The Irish Film & Television Network. — Я прекрасно понимаю, что мнение о русских складывается на основе действий их правительства, но мне очень жаль, что это бросает тень на жизнь обычных людей. Свои фильмом я пытаюсь не избавить Москву от недостатков или сделать ее еще более привлекательной, чем она есть для меня. Я просто хочу представить сбалансированное видение яркой культуры, которая слишком часто воспринимается негативно через призму национализма и геополитики.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика