Новости дня

16 декабря, суббота

15 декабря, пятница








































14 декабря, четверг




"Нулевой номер": Умберто Эко больше не хочет и не может

«Собеседник» №32-2015

«Нулевой номер» // архив редакции

Прочитав новый роман Умберто Эко «Нулевой номер», наш обозреватель понял, почему писатель так хотел бросить литературу.

Несколько лет назад, после выхода «Пражского кладбища», Умберто Эко сообщил, что с романами завязал. Но завязал, видно, недостаточно крепко: новый роман «Нулевой номер» появился в книжных магазинах. И такое ощущение, будто этой книгой Эко пытается доказать нам, что да, действительно, писать романы он больше не хочет и не может. И не просите.

Конспирологический сюжет вертится вокруг казни Муссолини, которая якобы не состоялась, а сам дуче, избежав смерти, скрылся в Аргентине. Здесь столько исторических отступлений, цитат, малоинтересных разговоров и лишних эпизодов, что Муссолини довольно быстро перестает интересовать читателя. Вместо того чтобы отсекать лишнее, Эко все накидывает комья глины так, что уже не видно очертаний скульптуры. В этом даже есть определенный вызов: а ну-ка, читатель, перевари вот это, и еще вот это, и вот эти рассуждения о литературе, и еще немного темной истории Милана, и моменты личной жизни героя заодно. Что, слабо? Зачем тогда за взрослые книжки берешься? И дело здесь не в обилии информации, а в ее уместности и форме подачи.

А на самом деле это довольно безжалостная (и все равно скучная) книга о закулисье прессы – о том, как сочиняются сенсации, как сводятся счеты, как перевираются факты... Вообще, о том, как делаются газеты, читатели и так уже знают достаточно из книг и фильмов – пожалуй, даже больше, чем нужно, и уж точно больше, чем сами газетчики.

Увы, лишний раз почитать об этом человеку всегда приятно, особенно если он сам никогда газет не делал. И хотя все это должно служить только антуражем для любимой темы Эко – конспирологии, – на деле кажется, что как раз конспирология вторична. Все бы ничего, если бы в этой части «Нулевой номер» не напоминал так сильно «Сагу» Тонино Бенаквисты, по-настоящему смешную и действительно увлекательную.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания