Михаил Светин: Бегал за женой-изменщицей на каблуках

30 августа умер актер Михаил Светин. Перед вами – его последнее интервью Sobesednik.ru, в котором всего за пару месяцев до кончины Светин откровенно рассказал о работе и личной жизни, а также о том, как он однажды уже был при смерти...

Фото: Михаил Светин // Денис Медведев

Актер Михаил Светин поведал о роковом конфликте с Данелией и рассказал, как поклонники спасли ему жизнь.

«Нет людей, которые при виде меня не улыбались бы» – главный комик страны Михаил Светин 40 лет назад сыграл свою первую большую роль в фильме Гайдая «Не может быть!» Сейчас 84-летний король комедии живет в Санкт-Петербурге с женой, актрисой Брониславой Проскурниной. В интервью нашему изданию народный артист РФ рассказал о главных трагедиях в жизни маленького человека: почему он готов встать на колени перед знаменитым режиссером Георгием Данелией и как простые люди, узнав о том, что у актера проблемы с сердцем, помогли собрать 25 тысяч долларов на операцию в Израиле.

Михаил Светин родился 11 декабря 1930 года в Киеве. В 1958 году в столице Украины окончил музыкальное училище.

– Меня отвергли два театральных института, поэтому учился в провинции у самобытных актеров, – говорит Михаил Семенович.

Светину, казалось, и не светило звездное будущее. Он работал на подмостках многих провинциальных театров в Кемерово, Петрозаводске, Пензе. Больше полувека назад дебютировал на сцене в драматическом театре г. Камышина Волгоградской области.

[:wsame:]

– Там познакомился с будущей женой Брони-славой Проскурниной. Символично получилось: мы вместе играли главные роли в спектакле «Брак поневоле» по пьесе Жана-Батиста Мольера. По сценарию Бронислава была моей женой, она мне изменяла, а я бегал за ней... на каблуках. Она была такая сногсшибательная, глаз не оторвать, фигура вообще отпад. Сразу понял: пикирую.

[:image:]

Коллеги по театру посмеивались, мол, куда тебе, маленькому, неуклюжему, мягко говоря, не Алену Делону, завоевывать сердце первой красавицы труппы. Единственные козыри начинающего актера – юмор и обаяние. Но Михаил Светин всегда добивался поставленных целей и в работе, и в личной жизни. Бронислава Проскурнина поверила в его талант.

– Она очень любит меня, а я ее, мы нужны друг другу. Доказательство – 55 лет вместе!

В 1965 году у пары родилась дочь Светлана. В то время у новоиспеченных родителей не было своего жилья и постоянной работы. Перебивались случайными заработками, ночевали в театрах. Сейчас все бытовые трудности позади. Бронислава Константиновна и Михаил Семенович живут в историческом центре Санкт-Петербурга, на Фонтанке, в двухкомнатной квартире.

За 55 лет на их долю выпало немало испытаний. В 1995 году Светин оказался на грани жизни и смерти.

– Мучили приступы стенокардии, было очень трудно работать. Однажды стало совсем плохо, жена вызвала скорую. Врачи сказали, что надо делать операцию, и лучше в Израиле. Шунтирование стоило 25 тысяч долларов, такой суммы, конечно, у меня не было. Простые люди, узнав об этом, несли деньги в театр, нужную сумму собрали быстро. Жена была всегда рядом со мной.

[:wsame:]

Лежа на операционном столе, Михаил Светин травил анекдоты, а уже через пару недель вышел на сцену.

– Вот недавно снова болело сердце, но все обошлось. Моя дочь Светлана – медик, она часто консультирует меня по телефону, слушаю все ее наставления.

Дочь короля комедии вышла замуж за программиста и сейчас живет в США.

– Никто меня не понимает так, как Света, – признался Михаил Семенович. – Она вот недавно была в гостях, очень скучаю по ней и по моим внучкам. Я дважды дедушка: Анне 26 лет, она художник, а Саше 13 лет, думаю, в будущем станет актрисой. Они живут вместе с мамой в Америке, мне очень их не хватает, хотя они по несколько раз в год приезжают в Петербург.

Кстати, актер взял псевдоним Светин как производное от имени дочери. Раньше он был Гольцман. В 1983 году официально сменил фамилию и отчество в паспорте.

[:image:]

Неунывающий комик никогда не пасовал перед препятствиями. Он твердо знал, чего хочет, и шел к успеху, в который, похоже, верили только он и Бронислава. Светин дебютировал в кино в 43 года – в 1973 году в короткометражке «Возвращенный год». Киноновелла о том, как старому машинисту неожиданно вернулся год жизни, взятый в долг когда-то, популярности у зрителей не снискала. В 1974-м он сыграл главную роль в украинской комедии «Ни пуха ни пера», но и эта работа не стала звездным часом в судьбе Михаила Семеновича. Все изменилось спустя год. В 1975 году он снялся у двух самых именитых режиссеров Советского Союза: сыграл водителя ЖЭКа в комедии Георгия Данелии «Афоня» и исполнил главную роль непутевого соседа в ставшей легендарной киноленте Леонида Гайдая «Не может быть!» В этом году оба фильма отмечают 40-летний юбилей.

– Даже сейчас готов встать на колени перед Георгием Данелией, – ошарашил нас Михаил Семенович. – Я прожил свою жизнь глупо, обижал прекрасных людей, за что очень стыдно... Съемки «Афони» проходили в Ярославле. Георгий Николаевич пригласил меня, встретил, разместил в гостинице, где были прекрасные условия. По плану было три съемочных дня, а платили мне, как за 11 дней. Георгий Николаевич попросил отработать 4 дня, нужно было доснять совместные сцены с Леонидом Куравлевым. Я стал возмущаться: мол, как это так, у меня съемки на телевидении! Данелия выругался матом пару раз и больше со мной никогда не работал, не позвал даже на озвучку. В «Афоне» мой герой говорит голосом другого актера. Сейчас очень жалею о том, что так мало снимался у Георгия Николаевича. Это мой режиссер, которого чувствую и понимаю, мне близко его видение, но увы...

И ведь действительно Георгий Данелия никогда не ошибался – все его фильмы попадали в десятку, заставляли миллионы людей смеяться, переживать, плакать. «Осенний марафон», «Мимино», «Кин-дза-дза!»... Фильм «Афоня» в 1975 году стал лидером кинопроката, его посмотрели 62 миллиона зрителей. На втором месте в прокате была комедия «Не может быть!», ее увидели 50 миллионов человек.

[:wsame:]

– С Гайдаем познакомились на съемках этого фильма, он состоит из трех новелл по рассказам Зощенко – «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие». Я очень люблю играть трагедии маленького человека, поэтому сценарий комедии сразу понравился, – продолжает Светин. – В кадре меня женили на его супруге  – актрисе Нине Гребешковой. Леониду Иовичу очень нравилось, как я исполняю эту роль. Съемки «Не может быть!» проходили в Астрахани. Там подружился с Наташей Крачковской, помню, она очень любила курицу, мы ее постоянно подкармливали (смеется). Слава Невинный частенько травил анекдоты, на мой взгляд, он один из самых выдающихся комиков советской эпохи. Он постоянно смеялся, заряжал всех нас своей энергией.

[:image:]

После ошеломительного киноуспеха Светина заметили петербургские и московские театры, предложения посыпались точно из рога изобилия. Ставшего в одночасье популярным актера приглашал в Ленком сам Марк Захаров. В 1976 году Михаил Семенович сыграл инженера Брунса в экранизации Марка Анатольевича «12 стульев».

– Он обещал главные роли в Ленкоме, жену мою брал не глядя, хотел, чтобы мы вместе переехали жить в Москву. Он три дня уговаривал прийти к нему в труппу, но я не переехал только потому, что лентяй! Остался в Питере, 10 лет работал в престижном Малом драматическом театре, а потом меня пригласил известный режиссер Петр Наумович Фоменко к себе в Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н.П. Акимова. Там я работаю уже 35 лет.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика