Новости дня

15 декабря, пятница








































14 декабря, четверг





"Игнорировать идиотов". Смелые итоги "Хрустальной Турандот"

«Собеседник» №23-2015

Победителей поздравляли просто: вином в пластиковых стаканчиках. Зато искренне // Андрей Струнин / «Собеседник»

Мы выяснили, почему отметившей «вредные» спектакли премии «Хрустальная Турандот» не грозит судьба «Золотой маски».

Все интереснее наблюдать за взаимоотношениями театра и государства российского. 19 июня прокуратура потребовала от худрука Центра имени Мейерхольда объяснений по поводу использования в репертуаре «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии». А накануне в Москве раздавали премии «Хрустальная Турандот» – впервые после скандала с «Золотой маской» (зам. министра культуры обвинил ее в поддержке «русофобии» и «чуждых нам ценностей»).

Театральное сообщество реагирует на государственный прессинг со свойственной ему иронией. Михаил Жванецкий, вручая Марку Захарову приз за лучший спектакль («Вальпургиева ночь» в Ленкоме по Венедикту Ерофееву), съехидничал по поводу наличия у Захарова всех степеней ордена «За заслуги перед Отечеством». На реплику Николая Сванидзе, что у Марка Анатольича «дар глубокой и непоказной внутренней свободы», сам лауреат отшутился, что, когда к нему приходят подписать коллективные письма, он всегда повторяет присказку, услышанную как-то из зала: «А оно тебе надо?»

Итоги «Турандот» чопорный Минкульт вряд ли обрадуют. Ленкомовскую премьеру (а отметили еще и исполнителя роли Венички Ерофеева Игоря Миркурбанова) можно обвинить в пропаганде пьянства и алкоголизма. Но это цветочки. Куда печальнее для новых идеологов, что награжден Алексей Бородин – режиссер спектакля «Нюрнберг» о психологии человека в тоталитарном обществе (РАМТ). Аллюзии с современной Россией там есть, а потому работа Бородина запросто может быть признана «вредной».

Мария Миронова / Андрей Струнин / «Собеседник»

Еще один «вредный» спектакль – ленкомовский «Борис Годунов» в постановке Константина Богомолова. Здесь отметили игру Марии Мироновой в роли Марины Мнишек. Но сам факт, что награждается довольно сюрреалистичный, «странный» спектакль с жующим жвачку и расстреливающим неугодных Годуновым – Збруевым, «наверху» тоже не оценят.

Олег Палыч Табаков, кстати, получил приз за роль в еще одном богомоловском спектакле – «Юбилей ювелира». И в своей «тронной речи» заметил: «Надеюсь, доживу до того момента, когда премия дойдет и до режиссера этого спектакля Кости Богомолова». И это несмотря на то, что Богомолов со скандалом уходил из МХТ полтора года назад, отказавшись вносить изменения в «Карамазовых» по настоянию руководства театра.

Такое ощущение, что спектакли, которые признаются театральным сообществом лучшими, от Минкульта могли бы получить как раз «антипремии». Любимые народом «старики-разбойники», рулящие федеральными театрами, гнут свою линию. «Хрустальная Турандот» – премия частная, поэтому Минкульт вряд ли начнет ее прессовать. По крайней мере сейчас. В кулуарах хозяева нескольких независимых театральных премий намекали корреспонденту «Собеседника», что им нет дела до потуг чиновников: финансово они от них не зависят. Идеолог «Турандот» Борис Беленький и вовсе признался, что о скандале с «Золотой маской» не знал.

– Надо делать свое дело, а не обращать внимания на идиотов, – сказал он «Собеседнику» по окончании церемонии. – «Золотая маска» – премия, финансируемая государством. А талант – это частная собственность. Вы наверняка обратили внимание, что мы наградили свободолюбивые спектакли. Чем труднее времена, тем смелее художники. Времена пройдут, а художники останутся.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания