"Не теряйте отчаянья" Евтушенко: доброта ужасно не вовремя

Евгений Евтушенко выпустил книгу стихов с названием своевременным и красноречивым – «Не теряйте отчаянья»

Фото: Евгений Евтушенко // Александр Легкий / Russian Look

Евгений Евтушенко выпустил книгу стихов с названием своевременным и красноречивым – «Не теряйте отчаянья».

Так Пунин говорил Ахматовой, и Евтушенко поставил эту строчку в эпиграф стихотворения, написанного в Фонтанном доме. Что до самого Евтушенко, в нем в последние годы чувствуется не отчаяние (оно, может, и есть, но глубоко спрятано), а скорее отчаянность.

Ежегодные дни рождения в Политехническом, турне по всей России, вплоть до Дальнего Востока, плюс чтения в столицах, и вот только что – первое в истории авторское чтение в православном храме в Ясной Поляне – все это стремление раздвинуть возможности поэзии, и его стоит только приветствовать. Евтушенко вечно корили ячеством, но сегодня утверждение его «Я» – это борьба за права лирики.

С лирикой в сборнике все хорошо – Евтушенко по-прежнему держит форму, хотя, по моим наблюдениям, от каждого его нового стихотворения следовало бы оставлять первую, третью и последнюю строфы (проделайте этот эксперимент – увидите, как ударно получится).

[:wsame:]

Настораживает другое: Евтушенко стал добрым, а это ужасно не ко времени. Да, «если падать – падай добрым и никого не придави», говорит он с неизменной самоиронией; но зачем же падать-то? Он взывает к России и Украине с равной страстью: давайте жить дружно! Однако сохранить нейтралитет не получится: мира-то мы все хотим, вообще нет людей, которые бы хотели плохого. Или они не признаются. Но общими призывами к любви сегодня не ограничишься.

Конечно, впадать в идеологические крайности в поисках поэтического драйва еще опасней, тем более что и драйва можно не стяжать – тому пример Юнна Мориц; евтушенковский пацифизм предпочтительней, и господствующая интонация его книги – мягкая грусть – трогательна и человечна. Обидно лишь, что он – вечный возмутитель спокойствия, сотрясатель стадионов, диагностировавший самые опасные и болезненные явления в стране, – сегодня так и не решается ничего сказать прямо. А ведь сегодня его слово ох как нужно, и в такой правде вовсе не было бы фельетонности – напротив, она помогла бы ответить на вечные вопросы.

Но если поэту сейчас важнее высказаться о возрасте и о своем статусе в контексте русской классики – его право. Поводы для отчаяния у каждого свои.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика