Новости дня

17 июля, вторник




























16 июля, понедельник

















Вдова Менглета: День рождения стал для меня днем скорби

Только звезды №12-2015

Георгий Менглет умер 1 мая 2001 года на 89-м году жизни в день 80-летия своей жены // из личного архива Нины Архиповой
Георгий Менглет умер 1 мая 2001 года на 89-м году жизни в день 80-летия своей жены // из личного архива Нины Архиповой

Вдова Георгия Менглета рассказала историю их любви и поведала о незаслуженных нападках на имя легендарного актера.

[:rsame:]

Георгий Павлович Менглет уже со школьной скамьи демонстрировал свой актерский талант. На одном из уроков литературы он великолепно прочитал монолог Чацкого из «Горе от ума», позже в драмкружке поставили спектакль. Учительница так воодушевилась его игрой, поверила в юношу, что благословила его на покорение столицы.

В 1930 году будущий актер приехал в Москву и сразу же был принят в ГИТИС. На втором курсе его взяли в Государственный историко-революционный театр, где за два года успел сыграть в нескольких спектаклях. Первые роли Георгия Менглета уже определили его амплуа. После окончания института он попал в Студию Алексея Дикого, где сыграл героев-любовников в двух спектаклях.

— В одном спектакле Алексей Денисович дал небольшую роль Жорику. Он так эффектно прошелся по сцене, что сорвал невиданные апплодисменты. И Дикий сказал: «Да, мы поняли, кого приняли!» После того, как Жорик в другом спектакле сыграл главную роль, о нем заговорила вся Москва! Дикий очень проникся к Георгию Павловичу, и они стали близкими друзьями. — вспоминает народная артистка РСФСР Нина Архипова.

Любовь Нины Архиповой и Георгия Менглета продлилась 40 лет / Андрей Струнин

По воспоминаниям вдовы Георгия Менглета, Алексей Данилович большим любителем женщин:

— Когда он возвращался домой от очередной дамы с расцарапанным лицом, то попросил супруга убедить его жену в том, что именно собака его покалечила, — продолжает Архипова. — Однажды раздался звонок от режиссера: «Георгий Павлович, придите на Пушкинскую площадь. У меня расцарапано лицо... Пойдем к Саше (его жене), и ты скажешь, что мы играли с собакой, я её раздразнил... Как раз докажешь, какой ты артист!» Они пришли, Саша открыла дверь — и Дикий получил звонкую пощечину. После этого он не спеша, по-барски повернулся к Жорику и торжественно сказал: «Менглет, ты свободен!»

[:rsame:]

В 1937 году Алексея Дикого арестовали как иностранного шпиона. Его ученик сильно переживал этот момент, ведь режиссера оклеветали.

— Дикого арестовали ни за что! Он по своей сущности не мог быть иностранным шпионом. Алексей Денисович — настоящий русский человек. Видимо, он мешал кому-то своим ярким талантом. Георгий Павлович переживал несправедливый арест близкого друга. Он помогал его жене как мог. Далее руководство студией перешло в руки Бориса Бабочкина. Все актеры настолько были преданы Дикому, что написали заявление об уходе и отправились с Менглетом в Душанбе. Там основали первый Русский драматический театр, где свободно могли отдавать себя искусству. Когда началась война, Жорик отправился на фронт, где стал руководителем Первого фронтового театра Таджикской республики.

В кабинете Менглета осталось все так же, как было при жизни / архив редакции

Нина Николаевна поняла, почему Дикого арестовали, когда сама столкнулась с тотальным контролем в 1952 году. Это произошло на кинофестивале в Индии.

— Меня отправили с фильмом Бориса Барнета «Щедрое лето». Нас собрали перед поездкой и сказали, чтобы были прилично одеты. Мы поехали в платьях из бархата. Когда прибыли в Индию, там оказалось невыносимо жарко, пришлось искать что-то полегче. В одном из магазинов мне очень понравилось платье из легкой ткани, но оно было слишком длинным...

С этим платьем приключилась целая история:

— На следующее утро ко мне в номер принесли письмо, в котором было написано, что в соседнем магазине мне могут подшить то понравившееся летнее платье. Одна из актрис спросила про письмо, а я пошутила: мол, местный миллионер хочет со мной познакомиться и подарить мне наряд. Вскоре эта шутка дорого обошлась. Один из сопровождающих нашей группы стал за мной ходить по пятам. Думала, что понравилась ему... Он узнал о «миллионере» и расспрашивал меня о нем, приняв шутку за чистую правду! Когда театр собирался на гастроли в Париж, меня вызвали в ЦК партии и стали задавать неприятные вопросы. Это несказанно удивило, я ничего не могла понять. Оказалось, что человек, который присматривал за нами, рассказал эту историю в органах. Боялась, что мне не поверят, но все обошлось.

"Следствие ведут ЗнаТоКи", 1975 г. / kino-teatr.ru

Еще в довоенное время Георгий Менглет пробовал себя в кино, пытался полностью прочувствовать все тонкости. Со временем он перестал сниматься и считал кинематограф «убийцей» театра — только там можно полностью раскрыться зрителям, обнажить свою душу и по-настоящему отдаться истинному искусству. Но в 1984 году судьба распорядилась так, что сам Евгений Семенович Матвеев уговаривал Менглета на роль Черчилля.

[:rsame:]

— Безусловно, ему поступало очень много предложений от кинорежиссеров, но он их не принимал, так как камера была для него бездушной машиной. Но в 1984 году он согласился на роль Черчилля в картине «Победа». Однажды к нему пришел режиссер Матвеев и начал уговаривать, чтобы он сыграл в этом фильме: «Только вы идеально подходите на эту роль!» На что Менглет ответил, что не любит кино и не будет сниматься. Вот у него была такая необъяснимая зацикленность. Потом режиссер пересмотрел других претендентов, но никто не подошел. И Евгений Семенович чуть ли не падал на колени перед Жориком, чтобы он снялся. Потом все-таки согласился.

Георгий Павлович любил театр больше жизни и служил ему до последнего дня. У него был своеобразный ритуал перед спектаклем: приоткрывать занавес, заглядывать в зал и слушать, как рассаживаются зрители, как здороваются, о чем говорят. После этого у него загорались глаза, и он уже находился в томлении предстоящего выхода на сцену.

"Победа", 1984 г. / kino-teatr.ru

— Вообще, зрители для него были главными в театре, и они ему отвечали взаимностью и любовью, — вспоминает Нина Николаевна. — После спектакля долго общался со своими поклонниками около служебного входа. Я иногда в шутку возмущалась: «Устала тебя ждать!» Но прекрасно понимала, что люди любят его, специально приезжают на его спектакли, чтобы пообщаться с ним, что он им нужен. Он вообще очень трепетно относился к людям и боялся доставить неудобство. Однажды поклонники подарили ему красивую, но с виду потрепанную чашку. Я возмутилась: «Разве можно дарить вещи, которыми уже попользовался?!» А он защищал зрителя до последнего: «Они имеют право дарить то, что хотят!»

— Конечно, с возрастом у него становилось меньше ролей, и он очень тосковал по своему «храму искусства». И вдруг на него свалилась небывалая радость: предложили роль Барона в «Скупом рыцаре» Пушкина театра «Вернисаж». Он с таким восторгом и упоением принялся за работу: был очень счастлив снова войти в святая святых — театр! Мы старались очень тихо себя вести, чтобы ему не мешать полностью погружаться в счастливое рабочее состояние. Мне кажется, что если бы не эта работа, то его бы не стало раньше.

Судьба сводила Нину Николаевну и Георгия Павловича два раза. Первый — еще до войны в Театре имени Вахтангова, куда Менглет был приглашен самим Рубеном Симоновым. Но они разошлись. Второй — в театре Сатиры, куда спустя 6 лет пришла на работу Нина Архипова.

В телеспекаткле Марка Захарова "Проснись и пой" Георгий сыграл вместе со своей женой / kino-teatr.ru

— Когда служила в Театре имени Вахтангова, мы не особо общались. Да, он меня хвалил за сыгранные роли, но я и думать не могла о чем-то большем. Потом у меня случилось несчастье — умер муж. Долго не могла прийти в себя... Когда мы с Жориком вновь встретились, но уже в театре Сатиры, судьба проявила к нам благосклонность, и наш роман завязался. Однажды заболела Вера Васильева, и я заменила её в спектакле «Где эта улица, где этот дом...». Моим парт​нёром стал Менглет. После этого я заметила, что он ведет себя как-то по-другому...

[:rsame:]

Менглет признался Архиповой в любви на гастролях за кулисами во время концерта.

— Потом он меня провожал, много и откровенно рассказывал о себе. Мы начали с ним тесно общаться, но я сразу ему не ответила взаимностью: думала, что время покажет. И время показало. Он стал меня поддерживать, спрашивать о детях, ведь я осталась одна с больной бабушкой (матерью мужа) и тремя детьми. Они сразу же влюбились в него: когда входил — кричали: «Жорик — мой! Нет, Жорик — мой!»

Через какое-то время и сама она влюбилась в Георгия Павловича.

— Никакого предложения руки и сердца не было. В один из вечеров он пришел к нам домой, и когда мы сидели за столом, свекровь вдруг предложила тост за Георгия Павловича Менглета! Она всегда говорила, что детей невозможно обмануть — значит, человек искренний и добрый. Дети выросли очень хорошими, и это заслуга Менглета. Он никогда их не поучал и не ругал. Между ними была любовь и взаимопонимание. Правда, они называли его Жориком, а не папой.

Общих детей в браке Менглета и Архиповой не было.

— Прежде всего — у нас была любовь, — утверждает Нина Архипова. — И мои дети — были и его детьми тоже. Нам хватало (смеется).

Дочь от первого брака Архиповой и композитора Александра Голубенцева Наталья — заслуженная артистка России, лауреат премии ТЭФИ, озвучила Степашку в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!». Михаил Горбатов — врач-кардиореаниматолог, а Елена Ермакова — преподаватель.

Архипова со своими дочерьми – Натальей Голубенцевой и Еленой Ермаковой / Андрей Струнин

Бытует мнение, что актерам очень сложно ужиться друг с другом и часто любовь в творческих семьях так же быстро угасает, как и возникает. Но это была иная, необыкновенная любовь, которая продлилась 40 лет.

— Мы никогда не надоедали друг другу, с огромной радостью вместе репетировали. И я всегда с удовольствием ходила смотреть спектакли, в которых был занят Жорик. Когда он готовился к выходу на сцену, я сидела с ним рядом. И его сосед по гримерке каждый раз удивлялся: «Неужели вы дома друг другу не надоели?»

Архипова вспоминает, что театр для мужа был важнее семьи:

— Он жил и дышал им. Эту преданность нельзя описать словами. Мы никогда не ссорились, жили душа в душу. Он был необыкновенным человеком с добрым сердцем. Жорик для меня был и остается — всем. Только мы часто препирались по поводу его неимоверной любви к сладкому — не мог себя контролировать. Оно его и погубило. Когда мы были в санатории, рассказывали, что он тайком в кустах ел конфеты и просил никого не рассказывать об этом мне. Вследствие чего у него обострился диабет...

Не каждый мужчина решится покинуть семью, в которой прожил четверть века, и уйти к трем тогда еще чужим детям и матери второго мужа Нины Архиповой — писателя Бориса Горбатова. Никто не знает, что в одночасье произошло с актером и почему он пошёл на этот героический поступок.

— Это была настоящая любовь, — говорит его вдова Нина Николаевна. — Нельзя сказать: просто сошлись и разошлись... Это глубже. И что в то время чувствовал Жорик и о чем думал — только одному Богу известно.

Последняя роль в спектакле "Скупой рыцарь" / kino-teatr.ru

В последнее время Георгий Павлович слабел на глазах, ему почти каждый день вызывали скорую помощь. Дочь Елена Ермакова очень любила своего отчима — он стал ей настоящим отцом, ведь Борис Горбатов ушел из жизни, когда ей исполнился всего один год. Она практически всегда была рядом с родителями. Елена предчувствовала уход Менглета, так как врачи давали неутешительные прогнозы.

[:rsame:]

— У него уже не было той бодрости. Он почти всегда дремал на своём любимом кресле и даже умер во сне.

— В канун моего юбилея 80-летия он готовил поздравление в Театре Сатиры, что-то репетировал с коллегами и просил никого не рассказывать о готовящемся сюрпризе, — рассказывает Нина Архипова. — Видимо, он сильно волновался в те дни, хотел, чтобы все получилось на высшем уровне, чтобы мне понравилось. И в тот день ему стало плохо, он не хотел в больницу, и я пообещала, что не отдам его: «Закрой глазки и поспи». Он сидел на диване, закрыл глаза... как оказалось, навсегда.

Георгий Менглет умер 1 мая 2001 года на 89-м году жизни, в день 80-летия своей супруги. Его похоронили в Москве на Кунцевском кладбище.

— С тех пор день рождения для меня очень грустный праздник. Я каждый день думаю о Жорике. В его комнате все осталось так, как было при нем. Хоть он мне и не снится, но все равно я чувствую, что он жив и все время с нами, — говорит Нина Архипова.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания

Собеседник 2019г
подписка -20%!