"Где Аркадьич?!" – кричал Листьев беззубому Якубовичу

Воскресенский, Угольников и Якубович вспоминают Листьева по случаю 20-летия со дня убийства создателя «Поле чудес»

Фото: Владислав Листьев // Russian Look

Воскресенский, Угольников и Якубович вспоминают Листьева по случаю 20-летия со дня убийства создателя «Поле чудес».

[:rsame:]

20 лет назад, в марте 1995 года, был убит Владислав Листьев.

Найдите второго ведущего, который сумел бы так влюбить в себя телезрителей, что вспоминаем его до сих пор. Листьев был символом зарождавшегося российского телевидения: «Взгляд», «Угадай мелодию», «Час пик», «Тема»... Но самым долговечным его проектом стало, конечно, «Поле чудес».

Хохотал до слез

В 1992 году авторы юмористической программы «Оба-на!» придумали пародию на «Поле чудес», которое создали, насмотревшись американского ТВ, Листьев с Лысенко.

Три актера – Игорь Угольников, Николай Фоменко и Евгений Воскресенский – изображали алкашей, от которых Якубович тщетно пытался добиться ответа, как их зовут и где они работают. Троица лишь качалась в такт безостановочно вращающемуся барабану. А под конец, когда все, включая зрителей и ведущего, уснули, «герои» тихо ушли, прихватив подарки.

– Этим мы хотели сказать, что «Поле чудес» будет жить вечно, до самой старости Якубовича, – объясняет Угольников. – Загримировали его под древнего старичка, перенеся действие из настоящего в будущее. Собственно, мы оказались правы. Как говорится, в каждой шутке есть доля... шутки. Мы, честно, и не сомневались, что «Поле чудес» – программа на века.

[:image:]

Листьев не снимался в сюжете, он находился за кадром. И хохотал, по уверению Угольникова, до слез. После съемок кто-то (Угольников, предоставивший нам фото, не помнит, кто именно) предложил сфотографироваться на память всем коллективом. Кто-то (его Угольников тоже не помнит) нажал кнопку...

– С первым рядом проблем, думаю, не возникнет, а вот кто стоит во втором... – запнулся Угольников. – Наверное, я похож на героя «Джентльменов удачи», но вынужден сказать: «Тут помню, тут не помню»... Первый (слева направо) – Фоменко. Рядом с ним оператор (забыл, как зовут), потом Алёша Мурмулев (исполнительный продюсер «Поля»), дальше взглядовский помощник Влада (не помню имя) и Евгений Воскресенский. Замыкающего, извините, тоже назвать не смогу.

«Водил, как козла на веревочке»

Я и Женя Воскресенский познакомились с Владом, когда капустничали в Доме кино, – вспоминает Угольников. – Потом был театр-кабаре «Летучая мышь» Григория Гурвича, куда Листьев приходил практически каждый вечер. У него даже было свое место в ложе.

– Влад всегда нас очень хвалил и смеялся громче других зрителей, – добавляет Воскресенский. Выпуск «Оба-на!», посвященный «Полю», актер помнит. Оказывается, это не единственный пример его сотрудничества с Листьевым. – «Оба-на!» была своеобразной предтечей «Большой разницы», – считает Евгений. – Мы делали пародии на телевизионную рекламу (она только появилась), на программы – «Музобоз», «До и после полуночи»...

Сценарии писали сами. Один из сюжетов я подсмотрел во «Взгляде». В студию пригласили женщину, которая рассказывала о своей встрече... со снежным человеком! Влад в ужасе смотрел на нее... Буквально на следующий день я встретил его в буфете «Останкино». Сказал, что думаю сделать пародию на то интервью. Влад рассмеялся, а потом, уже после выхода пародии, даже благодарил.

[:image:]

Листьев был необычной звездой. Не скупился на добрые слова, не держался за место ведущего. Об этом говорят все. Свое «Поле» он предлагал сначала Угольникову (но тот выбрал предложение Анатолия Малкина делать «Оба-на!»), а потом отдал сами знаете кому. Это фото как раз относится к периоду передачи власти: Якубович у барабана был всего несколько недель...

– Влад водил меня, как козла на веревочке, – признается Леонид Аркадьевич. – Я совершенно не представлял, что и как нужно делать. После первой программы хотел уйти, но потом почувствовал ритм, притерся.

[:rsame:]

Любил валять дурака

Якубович заразительно смеется, слушая наш пересказ пародийного сюжета. А потом поет знакомую песню:

– Больше 20 лет прошло! Я могу что-нибудь помнить о тех съемках?..

Единственное, что помню – как мы снимали «Поле чудес», которое должно было выйти в эфир 1 апреля 1993 года.

Тогда я тоже переоделся дедушкой. Очень лихо сделали грим: дед был совершенно лысый, беззубый, с жуткой бородой. Пока я кривлялся в студии (мы пытались представить, как все будет выглядеть), пришел Влад. Я мгновенно нырнул за барабан и стал шипеть, плеваться: «Осточертела уже эта передача! Пропади она пропадом! Хватит показывать всякую фигню! Нам, старикам, это не надо...» Влад та-а-ак разорался!.. Кто, мол, пустил в студию посторонних... «Где Аркадьич?!» – кричал он мне. Я продолжал бухтеть, а потом сознался.

Мы до колик хохотали над розыгрышем.

[:image:]

А 1 апреля 1994 года мы придумали отметить мое 70-летие (тоже в шутку, тогда Якубовичу и 50 не было, а день рождения у него 31 июля. – Ред.). Поставили в студии «Поля чудес» мой портрет, пришли мои друзья-актеры, поздравляли...

После программы «Время» – вторая часть празднования. У жены Андрюши Разбаша мы взяли только что родившегося ребенка. Я держал малышку на руках, утверждая, что это моя правнучка... Сколько поздравительных писем получили после этого! Что-то невообразимое!

Помню, руководство канала на летучке вместо текущих дел вдруг стало выяснять, какого черта столько внимания Якубовичу. «Подумаешь, юбилей у ведущего, – говорили они. – Тоже мне событие!» Потом звонили из Совета народных депутатов (чуть ли не Эрнсту) и грозно спрашивали, почему их не предупредили о юбилее. Они хотели прислать правительственную телеграмму...

Было очень смешно. Да, мы с Владом любили валять дурака.

«Все надежды были связаны с Владом»

Отказ Угольникова вести «Поле чудес» не разрушил его дружбу с Листьевым. Они были вместе до последнего дня.

[:image:]

Теперь, когда Листьева нет, многое кажется символичным. И то, как ему, ставшему гендиректором ОРТ, предложили телохранителя, а он лишь рассмеялся. И вопрос Угольникова «Ты не боишься так закручивать гайки?», относившийся к распоряжению Листьева с 1 марта запретить рекламу на ОРТ. «Мы народные любимцы, Угол! Кто нас тронет?» – примерно так ответил улыбающийся Влад.

– 1 марта для меня – грустная дата, – делится Угольников. – Я очень сильно плакал, когда его убили. Вся моя жизнь, все мои надежды были связаны с Владом... Наверное, если бы он был жив, наше ТВ, да и страна были бы другими. Он же был фантастический романтик. Работоспособный до изнеможения. При этом фартовый. Ему все удавалось. Это редкое сочетание качеств я встречал только в двух людях – Листьеве и Гурвиче. И обоих, к сожалению, нет в живых.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика