Новости дня

16 декабря, суббота













15 декабря, пятница
































Зачем Америка делает "Левиафан" антироссийским фильмом


Победа на Оскаре грозит Звягинцеву проблемами на Родине // Russian Look

Американцы оказывают Андрею Звягинцеву медвежью услугу, если хотят поддержать его только за смелость.

Если номинированный на «Оскар» фильм «Левиафан» получит этот самый «Оскар», мне придется временно вступить в стройные ряды наших антиамерикански настроенных трудящихся, озабоченных злобой и завистью по отношению к тотальному звездно-полосатому диктату.

[:rsame:]

Дело в том, что «Левиафан» — фильм, в общем, неплохой, на «Оскара», тем не менее, явно не тянет. Ни по какому критерию — ни по потенциальной народной популярности-симпатичности, как «Москва слезам не верит», ни по глубине и фестивальности, как «Утомленные солнцем» (первые, разумеется). Он проигрывает и «Возвращению», и «Елене», которые снял тот же Звягинцев, если судить по критериям художественным.

Узнав о том, что «Левиафан» получил «Золотой глобус» и попал в число пяти номинантов на премию «Оскар», страна тут же, в основном не глядя картину, привычно взяла плевательную трубочку, обслюнявила бумажные шарики и стала пускать их по известному (американскому) адресу. Потому что изначально о картине было известно, что она — о нашей российской безнадёге и о борьбе маленького человека с бесчеловечной госмашиной. Звягинцев снимал ее до всеобщего «патриотического бума», который случился известно по каким причинам, и за судьбу фильма в прошлом году было, с одной стороны, тревожно, с другой — наоборот, было полное понимание, что незамеченным фильм не пройдет. Уж что-то, а скандал мистеру Звягинцеву был обеспечен вне зависимости от его желания или желания продюсера Роднянского.

Продюсер Роднянский, кстати, мог вполне осознанно организовать утечку фильма в сеть, тем более что препятствовать пиратскому распространению он отказался. Почему же? Потому что Звягинцев — режиссер, признанный западным киносообществом, обласканный и в Каннах, и в Венеции, это понятно какая величина. А доход от проката в России — это величина очень сомнительная, ведь у Звягинцева не играет Светлаков, а ментов хоть и предостаточно, все же это принципиально другие менты, не те, что развлекают страну на НТВ в прайм-тайм.

[:same:]

К тому же пока Звянинцев снимал мурманскую безнадегу, в стране запретили многие вещи — например, материться с большого экрана. И прокатное удостоверение выдано, разумеется, той версии фильма, где мат «запикан». А какая может быть русская безнадега без мата? По сети фильм ходит в «нецензурной» версии, чем выгодно отличается от того, что будет в кинотеатрах с 5 февраля.

«Левиафан» осенью переносили в прокате, возможно, только для того, чтобы выбрать тактику — как быть с матерщиной и чем встретить неизбежный скандал в России, озабоченной ненавистью к Америке. Впрочем, оговорюсь, что у продюсера другая версия.

Так вот, теперь, по нынешней российской логике, именно Звягинцев будет отвечать за то, что его награждают в Европе и Америке. Более того, он ответит и за Бунина, и за Солженицына, и за Сахарова, и за Пастернака, которым когда-то давали нобелевские премии. Мнения, что всех наших на Западе награждают по политическим причинам, сейчас звучат громче, чем когда-либо, и эти мнения, в общем-то, не лишены логики. Поэтому чем больше наград возьмет «Левиафан», тем более «антироссийским» будет этот фильм.

Хотя ничего такого жутко антироссийского там нет. Не без гротеска показанная здешняя ментальность в отношениях власти и человека. Помимо госмашины, есть и семейная линия. В этом смысле первые михалковские «Утомленные» были куда более «антипатриотическими» (на самом деле как раз патриотическими, «анти» — это по нынешним критериям), чем «Левиафан». Там, конечно, не наше время, а сталинское, но система жестче и, если смотреть фильм исключительно с «высоты» модных ныне бедолажных имперских стенаний, то Родину Михалков извалял в дерьме знатно. И хотя тот фильм, конечно, гениальный, получается, «Бесогона» Америка тоже наградила «за политику» и он должен отдать статуэтку обратно «пиндосам»?

[:rsame:]

Оскаровским академикам действительно следовало бы перестать превращать свою номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» (абсолютно периферийную, кстати) в референдум по политическим симпатиям (а политика у тамошних номинантов не только в российской картине: эстонцы, например, сняли про Абхазию). Если они хотят поддержать смелого Звягинцева только за то, что его могут «замочить» на Родине, они оказывают ему медвежью услугу. Особенно если вспомнить, что два года подряд картины Михалкова и Шахназарова о Великой Отечественной войне не вошли даже в шорт-лист, из которого выбирают номинантов. Время у нас сейчас такое, что толпа не будет разбираться в художественных ценностях. Установка проста: «Россия, вперед!»

А нам следовало бы сдержаннее относиться к самому «Оскару» — во всяком случае, к этой «иностранной» номинации. Однако плевать в художника — дело последнее. Как, кстати, и после событий в Париже возмущаться, что французы не так же сильно оплакивали жертв российских терактов. Не лучшие человеческие качества мы демонстрируем всеми этими репликами. Не тому нас учили классики. В том числе классики кино.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания