"Михалков прозрел – а Акунин, Лунгин, Богомолов насмехаются"

В центре Москвы, в помещении Российского военно-исторического общества открылась выставка работ художника Павла Рыженко

Фото: Никитай Михалков // Наталья Логинова / Russian Look

В центре Москвы, в помещении Российского военно-исторического общества открылась выставка работ художника Павла Рыженко.

Паломничество на выставку — чуть ли не как к Поясу Богородицы: не сразу попадешь, приходится подолгу стоять в очереди. Рыженко уже нет на свете, умер летом нынешнего года. Он писал картины на тему русской истории, много работ о последних Романовых — семье Николая II. Удивительное совпадение: художника увлекала личность Романовых-мучеников, отречение народа (не возмутились страшному преступлению: убийству без суда и следствия!) — и умер Павел Рыженко накануне дня гибели царской семьи, 16 июля, в 44 года от инсульта.

[:same:]

Выставку и экскурсию проводит вдова художника Анастасия. Она проникновенно, искренне рассказывает о творчестве мужа, его поисках.

— Я очень рада тому интересу, вниманию, с которым люди отнеслись к выставке Павла, — заметила она в разговоре с корреспондентом «Собеседника». — Многие, стоя возле полотен, плачут. Я не скрываю, что мы с Павлом оба всегда с глубокой симпатией относились к личности Николая II. У кого-то может быть иное мнение, я никого не разубеждаю, моя задача — рассказать, дать пищу для размышлений. Павел говорил: мы не понимаем историю своей страны, поэтому не понимаем себя и живем среди навязанных мифов, оттого так несчастны.

[:image:]

— Сейчас много фильмов, сериалов на тему русской истории, в том числе посвященных началу 20 века. Показали ленту Никиты Михалкова «Солнечный удар» по роману Бунина, чуть раньше — многосерийную картину о царском старце Григории Распутине.

— «Распутина» я смотреть не стала: испугалась, что будет очередная грязь и клевета. Как это было в фильме «Царь» режиссера Павла Лунгина, клевещущего на русскую историю. Даже его картина «Остров» — казалось бы, глубоко православная — на самом деле ерничание, насмешка над старчеством. И Лунгин, и театральный режиссер Богомолов, и писатель Акунин, по моему глубокому убеждению, не люди искусства. Потому что в их работах скользит отвратительная навязчивая идея: русские — быдло. Неумно, глупо, дерзко, нагло они внушают это зрителю. Нет, России нужны Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Аксаков, Хомяков. А не Акунин.

[:rsame:]

Искусство не должно вносить в душу сумятицу и раздрай. Наоборот: спектаклем ли, фильмом так рассказать о добре и зле, чтобы зритель заплакал и после просмотра вышел со стремлением творить, созидать.

— Михалков когда-то снял фильм «Раба любви» с лозунгом «Вы звери , господа!», «Свой среди чужих...» в ярую поддержку большевиков и против белогвардейцев-«нелюдей». А когда в 90-е власть поменялась — вдруг сотворил документальный фильм с абсолютно противоположным смыслом — биографию белогвардейского лидера-героя Антона Деникина — и даже привез в Россию его дочь Марину. Режиссер двуличен?

— Есть мнение: он артист и каждый раз играет роль: сейчас — за советскую власть, а потом против. Но мне хочется верить, что Никита Михалков все же вернулся к себе, настоящему, и сняв «Солнечный удар», он искренен.

[:image:]

Но я вернусь к выставке. После экскурсии посетители пишут в нашем журнале отзывов: «Такая сила, мощь, энергия. Я пришел одним человеком, ушел другим». Залы полны, и люди продолжают идти. Кстати, мужу регулярно предлагали продавать картины на Запад, за большие деньги. Но он отказывался — говорил: искусство — это душа, а я душу не продаю, — резюмировала моя собеседница.

Выставка проводится при поддержке Министерства культуры России и продлена до января по просьбам посетителей — так много желающих попасть в залы.

 

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика