Ролана Быкова чуть не убили на съемках
Ролан Быков орал на Диму Иосифова в роли Буратино и спускался по лестнице на автобусном сиденье
Ролан Быков орал на Диму Иосифова в роли Буратино и спускался по лестнице на автобусном сиденье.
16 лет назад от нас ушел удивительный человек, талантливый актер, для которого работа была главным делом жизни, за 68 лет он исполнил роли в 102 картинах, десять фильмов снял как режиссер, озвучил 12 мультфильмов и сыграл в шести спектаклях. Каждое его появление на экране незабываемое, каждый герой особенный.
[:same:]
И все-таки работа для детей и с детьми занимала центральное место в его творчестве. Сэр Вильям из сказки «Принц и нищий», Бармалей из «Айболита-66», логопед из фильма «По семейным обстоятельствам», охотник из «Про Красную Шапочку» и, конечно, кот Базилио в «Приключениях Буратино».
Неудивительно, что на творческий вечер, посвященный его памяти, в зал Московского дома кино пришли десятки его поклонников.
Почитатели таланта Ролана Анатольевича собрались в Доме кино, чтобы еще раз вспомнить о кумире.
Его супруга Елена Санаева на сцену не вышла, у нее был спектакль. Приехали приемные сыновья: Олег – от первого брака с актрисой Лидией Князевой и Павел – от второй жены, Елены Санаевой.
Исполнительницу главной роли в кинофильме «Чучело» 43-летнюю Кристину Орбакайте зрители встретили бурными аплодисментами. Многие до сих пор признают, что с образом шестиклассницы Лены Бессольцевой популярная ныне певица справилась блестяще. А ведь юной актрисе было всего 11 лет.
Кристина призналась, что Ролан Анатольевич сумел задеть ее детскую душу и повлиял на становление ее как личности.
[:image:]
Не усидел в зале актер и режиссер детского журнала «Ералаш» Семен Морозов, который познакомился с Быковым 15-летним парнишкой на кастинге фильма «Семь нянек».
Я попортил жизнь Ролану Анатольевичу. Это был сложный, но интересный период. Он же был довольно деспотичный режиссер. Для того чтобы заставить ребенка сыграть, как нужно, он, бывало, и унижал, и оскорблял. Не потому, что серьезно злился, нет, он был очень добрый человек. А потому, что у него производство.
Я теперь сам режиссер в «Ералаше» и понимаю, что значит оказаться в его шкуре. Первая половина съемок «Семи нянек» была очень тяжелая и выматывала меня. Режиссер часто был мной недоволен, он как-то не любил меня. После проб он мне говорил, что способности у меня слабенькие, поэтому, возможно, на эту роль возьмут Никиту Михалкова.
[:rsame:]
Но на «Мосфильме» утвердили меня. Что делать? Пришлось сниматься! Я пререкался с ним, не очень-то слушал. И вот мы снимали финальную сцену, где мой Афоня в отчаянии разбивает пепельницу и дерзко набрасывается на воспитателей с обвинениями: «А вы кто? Чего? Сами-то?» И у меня ничего не получалось. Быков мне говорит: «Какой же ты тупой! Иди за мной».
Он был такой злой, повел меня за декорации в самый темный угол огромного павильона и начал: «Ты, тварь! Я бы тебя с удовольствием убил!» И сильно толкнул меня в грудь. Но я же боксер, на автомате тоже толкнул его в грудь, он далеко отлетел так.
На несколько метров, а я в ярости сорвал со щита противопожарную кирку и на него: «Это ты меня убьешь? Это я… убью!» Я уже хотел его ударить, а он в этот момент такой счастливый вскакивает и радостно кричит: «Молодец! Сможешь вот так сыграть, как сейчас?»
И повел меня на площадку, крича съемочной группе: «Морозов готов!» С тех пор у нас появилось взаимопонимание и отношения стали идеальными.
О работе с Роланом Быковым вспомнил и любимый всеми Буратино – Дмитрий Иосифов.
– Я встречался с Роланом Анатольевичем всего ничего, единственное, что я помню, что меня утвердили на другую роль. Но потом режиссер сказал постановщику: «Главного героя нет, попробуйте других, вон Иосифова тоже, посмотрим, как это будет проходить».
Ну, пробуем, пробуем, и я спрашиваю: «А когда пробы кончатся?» Все смеются, ведь фильм уже снимается. Тогда же пробовались «коты», очень известные актеры, но их не утверждали. А когда услышали про Быкова, взяли сразу. Влёт! И он работал истово! Для него не было понятия «нет».
Помните, когда кот Базилио скатывался по ступенькам? И у него смешно не получалось. Он ходил, пробовал, не получалось. Он был недоволен, нервничали все – и он, и его молодая жена Елена Санаева, и вся съемочная группа. Ролан Анатольевич думал, как бы ему лучше скатиться. И придумал.
На съемочной площадке был автобус «пазик», и он втихаря свистнул из этого автобуса сиденье, чтобы скатиться в нем. Где он взял отвертку, когда и как сумел отвернуть это кресло, не знаю. И несколько раз слетел, сказал: «Будем так снимать!» Сняли. И тут водитель понял, что случилось! Завязалась драка!
Так Быков работал всегда. Потом, повзрослев, я при случае спрашивал у него какие-то основополагающие для меня вещи, и он показал мне свои стихи.
[:image:]
О своем друге и соратнике рассказал и знаменитый оператор Анатолий Мукасей, который проработал с Роланом Быковым восемь лет.
– Мы очень друг друга любили, хотя были людьми разного роста. Я почти два метра, а он – метр пятьдесят с чем-то. Но у нас не было комплексов по этому поводу, он был такой маленький и такой гениальный!
Я горжусь, что мы с ним сняли четыре картины. И мы обожали друг друга. А еще он писал удивительные эпиграммы, он и на меня написал, на мой взгляд, потрясающие строки: «У длинного всегда не длинный виноват. Прости мои грехи, высокий кинобрат!»
На вечер памяти Мукасей пришел со своей женой Светланой Дружининой. Режиссер 19 фильмов, среди которых истории о гардемаринах и «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», с обожанием смотрела на мужа, вслушиваясь в каждое его слово, словно впервые видела этого высокого импозантного мужчину, а ведь супруги прожили вместе уже 56 лет.
После концерта 78-летняя Светлана Сергеевна, одетая по последней моде, весело общалась с гостями.
[:same:]
– Светлана Сергеевна, пока вы тут разговариваете, Анатолий Михайлович ухаживает за другими дамами, подает пальто, помогает одеться.
О, – молниеносно отреагировала Дружинина, – я очень рада, что он такой галантный, – и продолжила беседу с подругами: – А вы знаете, это не простые люди! Они работали с Гайдаем, и иногда от них зависела судьба актеров.
Потом, даже не переводя дыхания, продолжила, улыбаясь:
– Мукасей, долго тебя еще ждать?
Она взяла его под руку, и они, попрощавшись, пошли к выходу, словно молодые влюбленные, обмениваясь улыбками.