Александр Ширвиндт испугался провокационного спектакля

Художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт отказался от мысли поставить на сцене острую пьесу о том, как зарождается культ личности в России

Фото: Александр Ширвиндт // Lev Sherstennikov / Russian Look

Художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт отказался от мысли поставить на сцене острую пьесу о том, как зарождается культ личности в России.

«Сатире» 1 октября исполнилось 90 лет со дня основания, отмечать будут весь сезон – представят публике ряд премьер. Театр знаменит громкими удачными спектаклями, и конечно же, артистами – тут служили Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Ольга Аросева, начинала профессиональную карьеру Татьяна Васильева и другие звезды.

- Я просила в юбилейный год поставить один на сцене из самых громких спектаклей «Сатиры» за всю нашу историю – «А был ли Иван Иванович?», - рассказывает старейшая актриса театра, народная артистка России Зоя Зелинская, – Художественным руководителем нашего театра тогда был Валентин Николаевич Плучек. На премьеру, помню, съехались все деятели культуры, изо всех городов. Зрители сидели на ступеньках, и в проходах между рядами – просто море людей. Это была середина 50-х, Хрущев уже развенчал «культ личности». Но система-то не поменялась, и теперь вокруг Никиты Сергеевича, так же как недавно вокруг Иосифа Виссарионовича, крутились подхалимы и лизоблюды, а он сам и рад… Вокруг нашего театра в дни премьер дежурили наряды конной милиции – а ну как возбужденные зрители начнут учинять беспорядки, протестуя против системы. А после семи премьерных показов спектакль и вовсе закрыли, по распоряжению чиновников от партии. Испугались!

Но и в наши дни возобновить спектакль, судя по всему, не удастся.

- Я пришла к нынешнему нашему худруку Александру Ширвиндту, сказала ему: «Спектакль нужен. Потому что культ личности недопустим!» Сама я играть не буду, в пьесе нет ролей моего возраста. Но с удовольствием помогу ставить спектакль, потому что помню каждую деталь. Спектакль нужен – зрителям (чтобы задумались, осмотрелись вокруг), театру. Но Александр Анатольевич отрезал: «Театру – как раз не нужно!», - с горечью резюмировала Зоя Николаевна.

Неужели худрук испугался возможных проблем? Хоть и много говорят в России о «свободе слова», якобы она есть – многочисленные факты говорят об обратном.

Спектакль же «А был ли Иван Иванович» – о том, как простого паренька вдруг сделали большим начальником, лидером нации. Он купался в бассейне, а подхалимы кричали ему: «Осторожнее! Ваша жизнь принадлежит народу!». И много других, смешных и нелепых лозунгов.

Главная мысль пьесы: русского человека хлебом не корми, но дай возвести на пьедестал очередного «великого лидера». Время показывало, что фигуры на этом постаменте чаще всего оказывались «дутыми». Но рассказывать об этом со сцены, видимо, нельзя.

Театры же, по большей части, выживают за счет дотаций из госбюджета. А значит, на острые намеки не имеют права.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика