Фильм Алексея Учителя "Восьмерка": мертвая эстетика и дважды убийственный поезд
Когда благородный, обласканный фестивалями и премиями, интеллигентный Учитель решил взяться за обласканного литературными премиями, но совершенно другого – брутального – Прилепина, это было неожиданно
В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Восьмерка» – по одноименной повести Захара Прилепина.
Когда благородный, обласканный фестивалями и премиями, интеллигентный Учитель решил взяться за обласканного литературными премиями, но совершенно другого – брутального – Прилепина, это было неожиданно. Алексей Ефимович старается брать за сценарную основу те события, которые его напрямую не касались. С фильмом «Край» все получилось органично, а здесь разница между писателем и режиссером привела к серьезному диссонансу.
Бандитского «мочилова» из 90-х (а это стихия Захара Прилепина) в кадре достаточно. С другой стороны, видны усилия Учителя по борьбе с этим «мочиловом»: ему было важно, чтобы фильм максимально отличался от бесчисленных бандитских телесериалов. Но в итоге режиссер так и не дотянул до настоящего фестивального кино, как дотянул семь лет назад Балабанов со своим «Грузом 200». Не на руку ему и тот факт, что с большого экрана сейчас вообще уходит эстетика разборок.
Любовная линия в «Восьмерке» тоже есть: один из «положительных» героев-омоновцев влюбляется в девушку авторитета Буца Аглаю. И линия эта по смыслу основная. Аглая олицетворяет собой центр мира, за который ведут борьбу правоохранители на невзрачной «восьмерке» (в свободное от службы время) и городская мафия. За эту героиню пытался зацепиться и режиссер. Но, кажется, не удержался и сорвался под поезд, как один из героев его ленты.
В итоге кино получилось для любителей криминальных боевиков, но и они скорее всего будут разочарованы небольшим интеллигентским «акцентом» Алексея Учителя.