Новости дня

16 декабря, суббота













15 декабря, пятница
































"Протухла вода в таганской кадке!" Как легендарный Театр на Таганке отметил 50-летие

Собеседник №16-17 '14

Театр на Таганке // Russian Look

50-летие Театр на Таганке встречал, казалось бы, в не самое праздничное для себя время. Мало того что Юрий Любимов так и не переступил его порог в юбилейный год, а театр потерял следующего своего худрука – легендарного Валерия Золотухина, так еще и внутренние дрязги распирают. Некий новый профсоюз напропалую жалуется на новое руководство аж в Совет Федерации.

Что в таких условиях можно было поставить на юбилей? О чем говорить? О чем кричать в годы, когда все понимают: некогда легендарный театр сегодня далеко не на гребне волны? А вот нашли же. И крикнули.

Таганка пытается вырваться из болота единственно верным способом – не стесняясь, признавать, что находится в этом самом болоте. На сцену призвали молодых, которые как будто взялись за руки и с криком «Ура!», с поэзией в стиле Маяковского ринулись завоевывать своего принципиально нового зрителя. 

Актеры театра на Таганке / Андрей Струнин

 

Декламировать стихи начали еще на улице, у метро «Таганская». На маленькой сцене – сплошь молодежь лет двадцати, но явно не лишенная талантов. За ними задник с надписью «Таганский фронт» – именно так озаглавили юбилейный перфоманс. Они без микрофонов отчаянно перекрикивают полицейский мегафон, вещающий для уважаемых пассажиров, что вход в метро с противоположной стороны.

«Покрылся пылью таганский проектор!» – честно кричала в ответ городскому «матюгальнику» поэтическая молодежь XXI века. «Ты спросишь меня, что это за чушь собачья?» – было написано на футболке одного из чтецов. «Это современная поэзия, детка!» – гласил ответ на спине. 

В фойе и затем в зале – полный аншлаг. Собрались главный по московской культуре Сергей Капков, Вениамин Смехов, Юрий Норштейн, Елена Камбурова, Марина Полицеймако, Тимур Шаов.

К новому поэтическому перфомансу Влада Маленко на главной сцене подключился Юрий Шевчук, специально прибывший из Питера, чтобы спеть единственную песню «Дальше идти вечной тропою». А таганская молодежь, облачившаяся в одежды с красными квадратами, декламировала: «Протухла вода в таганской кадке!», «Главное – чтобы «Таганка» не стала памятником самой себе!», «Короче, этот спектакль о том, что мы начинаем, а не заканчиваем!»

Театр на Таганке / Russian Look

 

Конечно, местами это была самодеятельность, местами – возможно, даже «прогиб под начальника» Капкова, который благоволит смелому современному искусству. Но это точно не было приторным юбилейным мылом, хотя вспомнили, кажется, всех – и кто был, и кого не было. Любимова, впрочем, на этом стихотворном юбилее не слишком выделяли – больше пиетета было перед Высоцким и Золотухиным.

Иной раз даже рубили сплеча по Юрию Петровичу: «Юрий Любимов – вроде рубаха-парень, но под рубахой нож, над рубахой крест». Однако же когда в финале на заднике появился огромный любимовский портрет, актеры повернулись к нему и зааплодировали. Легенда. 

Юрий Любимов / Russian Look

 

И никто не стал вспоминать в этот вечер, что Театру на Таганке на самом деле не 50, а 68 лет. Просто 50 лет назад туда пришел Любимов и все поменял, вдохнул новую жизнь. То же самое теперь пытается сделать новое поколение. Недаром же в одной из сцен артисты вышли с часами без циферблата: «Сколько времени? Сколько времени?» 68? 50? Или, может быть, 0?

А пока таганские часы еще не перевели, артисты-бунтари, которым еще несколько лет назад было не очень комфортно под любимовским ножом и крестом, ушли со сцены, выкрикивая: «Слава Юрию Любимову!»

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания